
«Тангейзер» – самая живописная и красочная опера Рихарда Вагнера
Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»
15 октября гостям видеолектория была предложена к просмотру опера Рихарда Вагнера «Тангейзер».


Библиотекарь рассказала, что эта опера, как ни одна другая, вызвала споры у сторонников и противников композитора. Одни ее восторженно хвалили, другие резко порицали, причем оценки были очень неожиданные. Самый яростный противник творчества Вагнера, влиятельный музыкальный критик – Эдуард Ганслик после премьеры оперы писал: «Я твердо убежден, что это лучшее, чего удалось достичь в большой опере за последние двадцать лет… Рихард Вагнер, я уверен, величайший драматический талант среди всех современных композиторов». Сам Вагнер в конце жизни оценивал свое творение так: «Моя худшая опера».
Либретто оперы, как всегда, написал сам композитор. Оно основано на множестве легенд о реально жившем в ХIII веке поэте Тангейзере. Вагнер создал мир, в котором переплетается христианство и язычество, реальность и миф, добродетель и грех. Главный герой Тангейзер раздираем противоречиями: его одинаково сильно влекут и богиня любви Венера, и чистая, духовная земная женщина Елизавета. Он готов искупить свой грех нахождения в гроте Венеры, но церковь не верит в его раскаяние. Певца спасли молитвы Елизаветы, и, несмотря на проклятье Папы Римского, в руках Тангейзера в знак божьего прощения зацвел сухой посох.
Вагнер увлеченно работал над оперой и боялся, чтобы случайная смерть не помешала ему закончить произведение. Написав последнюю ноту, «почувствовал себя столь счастливым, как будто избег смертельной опасности». Получилась бурная, чувственная, с резкими сменами настроения, полная драматизма музыка. В ней – все оттенки переживаний героев, она потрясает мощью и красотой образов.
Премьера оперы «Тангейзер» состоялась в 1845 году и была отмечена критикой, но особого успеха у зрителя не имела. Популярность и признание широкой публики пришли постепенно. Сейчас это одна из самых репертуарных опер на мировой сцене, несмотря на трудные вокальные партии главных героев.


Присутствующие ознакомились с историей создания и постановок «Тангейзера». Ведущая встречи предложила гостям издания из фонда отдела, посвященные Рихарду Вагнеру и его творческому наследию. Среди них – книги А. Кенигсберг «Оперы Вагнера “Летучий голландец”, “Тангейзер”, “Лоэнгрин”» (Ленинград, 1967), Б. Левика «Рихард Вагнер» (Москва, 1978), А. Лиштанберже «Рихард Вагнер как поэт и мыслитель» (Москва, 1997).
15.10.2025 | Просмотров: 51