Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

«Секреты музыкальной интерпретации» из цикла «Взаимосвязь традиций и инноваций в педагогике искусства»

Просмотр литературы

8 августа в отделе искусств открылся просмотр литературы «Секреты музыкальной интерпретации» из цикла «Взаимосвязь традиций и инноваций в педагогике искусства».

К настоящему времени понятие интерпретации нарастило огромный объем смыслов. В основе интерпретации лежит поиск идеала, истины, духовной красоты. Интерпретация – это форма самой жизни. В музыке интерпретация имеет множество аспектов. Композитор всегда интерпретирует жизнь, исполнитель – композиторский замысел, слушатель – исполнителя. Интерпретация как активная идея музыкального сочинения проявляется в разных формах, жанрах и техниках.

К началу учебного года педагогам-музыкантам предлагается ознакомиться с изданиями, посвященными проблемам музыкальной педагогики. Представленные методические пособия и разработки освещают опыт многих выдающихся советских и зарубежных музыкантов-исполнителей и педагогов, рассматривая его в аспекте – традиции и новаторство.

Формы и методы воспитания молодых музыкантов многообразны и в большой степени зависят от этапа обучения, характера индивидуальности ученика и масштаба мышления педагога. Предлагаемая литература затрагивает несколько важных проблем, связанных с вопросами обучения молодого музыканта как единого поступательного процесса от начального звена – ДМШ – до заключительного – вуза.

Широкий круг вопросов по проблемам истории и теории исполнительского искусства, психологии, педагогики, эстетики, информатики рассматривается в сборнике статей «Исполнительское искусство и музыковедение: параллели и взаимодействия» (Москва, 2010).

Сборник статей «Музыкальное исполнительство и педагогика: история и современность» (Москва, 1991) обобщает принципы педагогики и исполнительства выдающихся артистов.

Слишком многое из истории интерпретации для нас еще загадка. Как играл сам Бах? Как играл Моцарт? Авторы книги «Современные проблемы музыкального исполнительства» (Саратов, 1987) по крупице очищают новые пласты истории исполнительства, рассматривают черты исторического изменения исполнительских стилей на протяжении XX века.

Актуальным методическим вопросам музыкального воспитания посвящена книга В.В. Крюковой «Музыкальная педагогика» (Ростов-на-Дону, 2002), учебник Е.Р. Ильиной «Музыкально-педагогический практикум» (Москва, 2008), работа О.Курнавиной «О первоначальном музыкальном воспитании» (Санкт-Петербург, 2012), сборник «Как учить музыке одаренных детей» (Москва, 2010).

Серия из трех книг Г.Р. Тараевой «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике (Москва, 2007) подскажет преподавателям музыки, как конкретно действовать сегодня, чтобы не отстать от детей и молодежи в обращении с совершенно необходимым атрибутом современной жизни.

С оригинальными развивающими методиками обучения учащихся музыкальных школ знакомят издания Юрия Лихачева «Авторская школа: современная методика обучения детей музыке (Санкт-Петербург, 2012), «Программа по фортепиано» и «Программа по баяну и аккордеону» (Санкт-Петербург, 2013).

Фортепианная педагогика – огромный разнообразный мир, имеющий богатую историю. В этом мире есть свои классики и корифеи, свои предания и легенды. Есть в этой области и свои историки. Книга Светланы Горинштейн «Великие фортепианные педагоги прошлого» (Санкт-Петербург, 2004) включает исследовательские очерки о выдающихся фортепианных педагогах XIX – XX веков.

Проблемы развития учащихся в процессе фортепианно-исполнительской подготовки детально освещаются в учебных пособиях для вузов А.В. Малинковской «Класс основного музыкального инструмента: искусство фортепианного интонирования» (Москва, 2005), «Теория и методика игры на фортепиано» (Москва, 2001).

В работах известных педагогов Н. Корыхаловой «За вторым роялем» (Санкт-Петербург, 2006), Б. Кременштейн «Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано» и А. Щапова «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище» (Москва, 2009), А. Вицинского «Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением» (Москва, 2008).

Как воспитать неординарного ученика? Этим вопросом задается, вероятно, каждый педагог. Единственно верного ответа нет, но благодаря серии «Мастер-класс» у музыкантов есть возможность проникнуть в творческую лабораторию знаменитых пианистов и выдающихся педагогов: «Уроки Зака», Конрад Вольф «Уроки Шнабеля» (Москва, 2006), «Уроки Разумовской» (Москва, 2007), «Уроки Гольденвейзера» (Москва, 2009), «Генрих Нейгауз и его ученики» (Москва, 2007).

Методический анализ музыкального произведения по сути своей всегда является анализом исполнительским. Педагог обязательно сравнивает игру своего ученика с собственной исполнительской концепцией произведения. Профессора Санкт-Петербургской консерватории Марина Смирнова в учебных пособиях «Из золотого фонда педагогического репертуара» (Санкт-Петербург, 2009), «Работа над фортепианными сонатами Франца Шуберта» (Санкт-Петербург, 2012) и Наталья Корыхалова в методическом пособии «Детский альбом» П.И. Чайковского: такт за тактом» (Санкт-Петербург, 2011) рассматривают интерпретацию пьес в прошлом и настоящем, предлагают свои способы изучения шедевров педагогического репертуара.

Во многих гениальных сочинениях прошлого остается много неоднозначного и загадочного. В книгах из серии «Искусство интерпретации» – исследовании С.А. Айзенштадта «Детский альбом» П.И. Чайковского» (Москва, 2013) рассматривается два уровня смысла «детский» и «взрослый» (более глубокий), в работах профессора В.Б. Носиной «Символика музыки И.С. Баха» (Москва, 2011) и музыковеда Хуберта Майстера «Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И.С. Баха» (Москва, 2009) раскрывается сложное содержание баховской музыки, особенности ее современного прочтения.

Обратившись к сборникам «Как исполнять русскую фортепианную музыку», «Как исполнять Гайдна», «Как исполнять Шопена», «Как исполнять импрессионистов» (Москва, 2009) педагоги и учащиеся музыкальных учебных заведений найдут ответы на многие вопросы стиля и интерпретации.

Просмотр литературы охватывает также широкий спектр изданий по вопросам скрипичного и виолончельного исполнительства и педагогики, теории и практики игры на духовых и ударных и народных инструментах, специфики исполнительского мастерства аккомпаниатора в вокальных и инструментальных произведениях, работы профессоров Донецкой музыкальной академии им. С.С. Прокофьева, сборники научных статей «Музыкальное искусство».

Впервые читателям предоставляется возможность познакомиться с раритетными сборниками 1960-1970-х годов издания, вышедшими в серии «Исполнительское искусство зарубежных стран», которые включают книги, главы из книг, автобиографические наброски, высказывания знаменитых музыкантов.

Помимо представленных изданий преподаватели музыки, студенты, учащиеся музыкальных школ всегда смогут подобрать в отделе искусств всю необходимую теоретическую и нотную литературу, обновить учебный и концертный репертуар.

Выставка продлится до 10 сентября (ком. № 27, 4 эт.).

Справки по тел.: 337-35-68.

08.08.2017 | Просмотров: 283

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей