«ЛЕФ» Владимира Маяковского
Цикл тематических просмотров «Книга Недели»
На прошлой неделе мы отмечали 100-летие Октябрьской революции, вспоминали историю, главных действующих лиц, сравнивали революционные годы с современностью, а также говорили о литературе той эпохи. Одним из выдающихся поэтов того времени являлся Владимир Маяковский.
Он был одним из лидеров и создателей в 1922 году литературной группы ЛЕФ (Левый Фронт Искусств), в нее входили также Борис Пастернак, Николай Асеев, Осип Брик, Сергей Третьяков, Семён Кирсанов, художники-конструктивисты: Александр Родченко, Варвара Степанова, сотрудничали с движением и известные кинематографисты, такие как Сергей Эзейнштейн, Лев Кулешов и др. ЛЕФ, по мнению его создателей, – это новый этап в развитии футуризма.
И сегодня мы представляем вашему вниманию печатный орган литературной группы – журнал с одноименным названием «ЛЕФ».
История его создания начинается в 1923 году, когда В. Маяковский подает в агитотдел ЦК РКП(б) докладную записку с просьбой разрешить выпускать журнал, где подробно излагаются цели задуманного издания. Прошение было принято Госиздатом. Официальная поддержка партии воодушевила В. Маяковского и тех, кто шел рядом с ним, вселила надежду на организационный успех предприятия. Программа журнала ориентировалась на коммунистическую идеологию и была сформулирована следующим образом:
«а) способствовать нахождению коммунистического пути для всех родов искусства;
б) пересмотреть идеологию и практику так называемого левого искусства, отбросив от него индивидуальное кривляние и развивая его ценные коммунистические стороны…
е) бороться всяческим образом с соглашателями в области искусства, подменяющими коммунистическую идеологию в области искусства старыми, затрепанными фразами об абсолютных ценностях и вечных красотах».
Журнал издавался с марта 1923 года под редакцией В. Маяковского до 1925 года. Основными идеями лефовских теоретиков были жизнестроение, производственное искусство, социально-полезное действие. Первоначально издание выходило один раз в два месяца (с такой периодичностью вышли четыре номера в 1923 году), но затем выпускался нерегулярно: в 1924 году вышло два номера, в 1925 — один, последний (его тираж был 1500 экз.). Несмотря на публикацию ряда текстов, ставших классическими, журнал был закрыт из-за убыточности, так как не содержал произведения для массового читателя.
В секторе редких изданий, депозитарного отбора и хранения документов (каб. 23, 4 этаж) имеются два номера журнала – № 3 за 1923 год и № 3 за 1925 год, – которые всю неделю будут экспонироваться в открытом доступе.
«ЛЕФ» состоял из пяти разделов: 1) Программа. 2) Практика. 3) Теория. 4) Книга. 5) Факты.
Основным и ведущим отделом был, несомненно, отдел «Теория». Кроме многочисленных статей по общим проблемам искусства, работ, посвященных вопросам литературы и языка, «ЛЕФ», считая себя объединением всех левых сил, уделял много внимания и вопросам живописи, кино, театра.
Журнал охотно предоставлял свои страницы «левым» режиссерам, художникам. Так, в разделе «Теория» была напечатана декларация Дзига Вертова о перспективах развития киноискусства и статья С. Эйзенштейна «Монтаж аттракционов».
Отдел «Программа» обычно состоял из 2–3 передовых декларативных статей, написанных чаще всего В. Маяковским, которые кратко и броско формулировали то, что подробно и обстоятельно излагалось в отделе «Теория».
В отделе «Факты» помещались сообщения почти исключительно о фактах художественной жизни. Отдел регулярно освещал устные выступления лефовцев, диспуты о «левом» искусстве, здесь публиковались заметки о работе провинциальных группировок ЛЕФа, а также о положении левого искусства за рубежом.
Ни проза, ни драматургия журнала не исчерпывались произведениями самих лефовцев. Здесь были напечатаны многие рассказы Исаака Бабеля, отрывки из романов Артема Веселого, публиковались пьесы и рассказы зарубежных авторов.
Большое место в разделе «Практика» занимали очерки. Они-то зачастую и были самой интересной прозой номера, также в разделе регулярно помещались фотографии работ художников-конструктивистов, архитекторов, прикладников. Все это также сопровождалось комментариями, в которых теоретики ЛЕФа подчеркивали, что придают такой «практике» первостепенное значение.
Все обложки журнала выполнены Александром Родченко в соответствии с лефовскими представлениями об оформлении книг. Фотомонтаж, индустриальные снимки – все это как бы предупреждало читателя о «производственном» уклоне лефовского искусства.
«ЛЕФ» просуществовал недолго. Официальная причина закрытия журнала – его нерентабельность. Действительно, тираж падал с каждым номером. Однако «были причины и более глубокие. Журнал все больше внутренне расслаивался», – вспоминал впоследствии Осип Брик.
Однако журнал не «умер». В 1927 г. появляется «Новый ЛЕФ» и ежемесячно выходит в течение двух лет. Если «ЛЕФ» – «толстый» журнал, то «Новый ЛЕФ» по виду напоминает еженедельник (48 страниц). Ответственный редактор – Маяковский. Состав редакционной коллегии несколько расширился. В то же время круг авторов значительно сократился, практически ими были только члены редколлегии.
Библиотека приглашает вас познакомиться с журналом и с его помощью прикоснуться к эпохе.
13.11.2017 | Просмотров: 172