Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

«ЛЕФ» Владимира Маяковского

Цикл тематических просмотров «Книга Недели»

На прошлой неделе мы отмечали 100-летие Октябрьской революции, вспоминали историю, главных действующих лиц, сравнивали революционные годы с современностью, а также говорили о литературе той эпохи. Одним из выдающихся поэтов того времени являлся Владимир Маяковский.

Он был одним из лидеров и создателей в 1922 году литературной группы ЛЕФ (Левый Фронт Искусств), в нее входили также Борис Пастернак, Николай Асеев, Осип Брик, Сергей Третьяков, Семён Кирсанов, художники-конструктивисты: Александр Родченко, Варвара Степанова, сотрудничали с движением и известные кинематографисты, такие как Сергей Эзейнштейн, Лев Кулешов и др. ЛЕФ, по мнению его создателей, – это новый этап в развитии футуризма.

И сегодня мы представляем вашему вниманию печатный орган литературной группы – журнал с одноименным названием «ЛЕФ».

История его создания начинается в 1923 году, когда В. Маяковский подает в агитотдел ЦК РКП(б) докладную записку с просьбой разрешить выпускать журнал, где подробно излагаются цели задуманного издания. Прошение было принято Госиздатом. Официальная поддержка партии воодушевила В. Маяковского и тех, кто шел рядом с ним, вселила надежду на организационный успех предприятия. Программа журнала ориентировалась на коммунистическую идеологию и была сформулирована следующим образом:

«а) способствовать нахождению коммунистического пути для всех родов искусства;

б) пересмотреть идеологию и практику так называемого левого искусства, отбросив от него индивидуальное кривляние и развивая его ценные коммунистические стороны…

е) бороться всяческим образом с соглашателями в области искусства, подменяющими коммунистическую идеологию в области искусства старыми, затрепанными фразами об абсолютных ценностях и вечных красотах».

Журнал издавался с марта 1923 года под редакцией В. Маяковского до 1925 года. Основными идеями лефовских теоретиков были жизнестроение, производственное искусство, социально-полезное действие. Первоначально издание выходило один раз в два месяца (с такой периодичностью вышли четыре номера в 1923 году), но затем выпускался нерегулярно: в 1924 году вышло два номера, в 1925 — один, последний (его тираж был 1500 экз.). Несмотря на публикацию ряда текстов, ставших классическими, журнал был закрыт из-за убыточности, так как не содержал произведения для массового читателя.

В секторе редких изданий, депозитарного отбора и хранения документов (каб. 23, 4 этаж) имеются два номера журнала – № 3 за 1923 год и № 3 за 1925 год, – которые всю неделю будут экспонироваться в открытом доступе.

«ЛЕФ» состоял из пяти разделов: 1) Программа. 2) Практика. 3) Теория. 4) Книга. 5) Факты.

Основным и ведущим отделом был, несомненно, отдел «Теория». Кроме многочисленных статей по общим проблемам искусства, работ, посвященных вопросам литературы и языка, «ЛЕФ», считая себя объединением всех левых сил, уделял много внимания и вопросам живописи, кино, театра.

Журнал охотно предоставлял свои страницы «левым» режиссерам, художникам. Так, в разделе «Теория» была напечатана декларация Дзига Вертова о перспективах развития киноискусства и статья С. Эйзенштейна «Монтаж аттракционов».

Отдел «Программа» обычно состоял из 2–3 передовых декларативных статей, написанных чаще всего В. Маяковским, которые кратко и броско формулировали то, что подробно и обстоятельно излагалось в отделе «Теория».

В отделе «Факты» помещались сообщения почти исключительно о фактах художественной жизни. Отдел регулярно освещал устные выступления лефовцев, диспуты о «левом» искусстве, здесь публиковались заметки о работе провинциальных группировок ЛЕФа, а также о положении левого искусства за рубежом.

Ни проза, ни драматургия журнала не исчерпывались произведениями самих лефовцев. Здесь были напечатаны многие рассказы Исаака Бабеля, отрывки из романов Артема Веселого, публиковались пьесы и рассказы зарубежных авторов.

Большое место в разделе «Практика» занимали очерки. Они-то зачастую и были самой интересной прозой номера, также в разделе регулярно помещались фотографии работ художников-конструктивистов, архитекторов, прикладников. Все это также сопровождалось комментариями, в которых теоретики ЛЕФа подчеркивали, что придают такой «практике» первостепенное значение.

Все обложки журнала выполнены Александром Родченко в соответствии с лефовскими представлениями об оформлении книг. Фотомонтаж, индустриальные снимки – все это как бы предупреждало читателя о «производственном» уклоне лефовского искусства.

«ЛЕФ» просуществовал недолго. Официальная причина закрытия журнала – его нерентабельность. Действительно, тираж падал с каждым номером. Однако «были причины и более глубокие. Журнал все больше внутренне расслаивался», – вспоминал впоследствии Осип Брик.

Однако журнал не «умер». В 1927 г. появляется «Новый ЛЕФ» и ежемесячно выходит в течение двух лет. Если «ЛЕФ» – «толстый» журнал, то «Новый ЛЕФ» по виду напоминает еженедельник (48 страниц). Ответственный редактор – Маяковский. Состав редакционной коллегии несколько расширился. В то же время круг авторов значительно сократился, практически ими были только члены редколлегии.

Библиотека приглашает вас познакомиться с журналом и с его помощью прикоснуться к эпохе.

13.11.2017 | Просмотров: 172

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей