Наследие великого педагога
Книжная выставка
13 января в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки откроется книжная выставка «Наследие великого педагога», посвящённая 130- летию со дня рождения А. С. Макаренко (1888–1939), педагога, писателя.
Антон Семёнович Макаренко – выдающаяся личность в истории советской педагогики. В нём чудесно сочетались качества талантливого педагога-практика и теоретика-новатора. Наследие А. С. Макаренко – это и методологические проблемы воспитания, и методика воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях разного типа, и острые вопросы семейного воспитания, и проблемы производительного труда, детского творчества, игры, эстетики…
В книгу А. С. Макаренко «О воспитании» (М., 1990) включено наиболее важное и значительное из огромного педагогического наследия. Мысли о роли коллектива и коллективного труда в воспитании, о культуре потребления и родительском авторитете, о воспитании героической личности, о мастерстве воспитателя и значении педагогического коллектива крайне актуальны и сегодня.
В сборнике А. С. Макаренко «Воспитание гражданина» (М., 1988) собраны все важнейшие работы по гражданскому воспитанию молодого поколения. Большое внимание уделено проблеме гуманизма советского воспитания, ценности человеческой личности, а также возможностям детского коллектива, вопросам трудового воспитания, дисциплины.
В книге А. С. Макаренко «Проектировать лучшее в человеке…» (М., 1989) помещены работы о методологических проблемах воспитания в детском доме, школе, семье.
Выдающимся достижением педагогической мысли является издание А. С. Макаренко «Книга для родителей» (М., 1988). В ней отражены наблюдения и размышления педагога о воспитании детей, организации быта и режима в семье. Книга снабжена архивными фотоматериалами и иллюстрациями.
На выставке также представлены периодические издания.
В статье В. Б. Лебединцева «Самоуправление в учебно-воспитательном процессе: идеи А. С. Макаренко в XXI веке» подчёркивается, что одним из перспективных вариантов организации самоуправления является структура, разработанная А. С. Макаренко и применявшаяся им в разновозрастных производственных коллективах. Автор приводит элементы этой структуры и их предназначения (Воспитание школьников. – 2011. – № 3. – С. 20–29).
В журнале «Мир психологии» (2011. – № 4. – С. 239–250) в рубрике «Историко-педагогическое наследие» опубликована статья С. С. Кулагина и С. С. Невской «Реализация идей правоведа-психолога Л. И. Петражицкого в педагогическом опыте А. С. Макаренко (анализ редких материалов)». Л. И. Петражицкий – основатель психологической теории права. По мнению авторов, его имя было незаслуженно забыто. Тем не менее его идеи вызывали интерес у отечественных педагогов. Анализ трудов А. С. Макаренко позволяет утверждать, что он использовал в своей практике идеи Л. И. Петражицкого, а его педагогическая система построена на прочной морально-правовой основе.
Цель статьи А. И. Савостьянова и Е. М. Пахомовой «Педагогические идеи А. С. Макаренко и современные проблемы воспитания и обучения» состоит в том, чтобы привлечь внимание к разработанной А. С. Макаренко системе воспитания, к вопросам построения и организации коллектива, методам воспитания личности в нём. Авторы соотносят его методы с современной педагогической наукой, идеями развития образования на современном этапе (Методист. – 2016. – № 9. – С. 62–65).
Выставка продлится до 30 января.
12.01.2018 | Просмотров: 214