Певец русской природы
Книжная выставка
«К каждому я стремился, как к другу»
(Михаил Пришвин)
4 февраля в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки стартует книжная выставка «Певец русской природы», посвящённая 145-летию со дня рождения Михаила Пришвина, русского писателя, прозаика и публициста (1873-1954).
Жизнь Михаила Пришвина, нерадивого и дерзкого ученика, изгнанного из елецкой гимназии по докладу его учителя В.В. Розанова, неуверенного в себе юноши, марксиста, угодившего в тюрьму за революционные взгляды, студента Лейпцигского университета, писателя-натуралиста, деревенского жителя, сказавшего немало горьких слов о русской деревне и мужиках, наконец, обласканного властями орденоносца, столь же интересна и многокрасочна, сколь глубоки и многозначны его мысли о ней.
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Пришвина.
Жизнь Пришвина была жизнью человека пытливого, деятельного и простого. Недаром он сказал, что «величайшее счастье не считать себя особенным, а быть, как все люди».
В 8-ми томное «Собрание сочинений» (М., 1982) Михаила Пришвина включены его ранние произведения, романы, повести, рассказы для детей, очерки, дневниковые записи.
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку и к той земле, где живёт и трудится этот человек. Поэтому и культуру Пришвин определяет как родственную связь между людьми.
Книга А.Н. Варламова «Пришвин» (М., 2008) – первая подробная биография, написанная писателем и литературоведом. Автор показывает своего героя во всей сложности его характера и судьбы, снимая хрестоматийный глянец с удивительной жизни одного из крупнейших русских мыслителей ХХ века.
Язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности. Он многоцветен и тонок.
«Певец русской природы» — так назвал коллегу-писателя Константин Паустовский. Максим Горький восхищался Пришвиным за его талант придавать «физическую ощутимость всему» посредством простых слов. Сам же Михаил Михайлович Пришвин, увлёкшись фотографированием, в шутку называл себя «художником света» и говорил, что даже думает «фотографически».
В сборник «Воспоминания о Михаиле Пришвине» (М., 1991) включены свидетельства мемуаристов, современников Пришвина, насыщенные богатейшим фактическим материалом и воссоздающие тернистые пути его творческих поисков.
«Мы глубоко благодарны Пришвину. Благодарны за радость каждого нового дня, что синеет рассветом и заставляет молодо биться сердце… Мы знаем, что солнечный луч обязательно прорвётся сквозь туман и этот лист сказочно загорится под ним лёгким чистым золотом, как загораются для нас рассказы Пришвина – такие же лёгкие, простые и прекрасные, как этот лист». (К. Паустовский).
Жизнь Пришвина – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, по велению своего сердца. В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, – всегда созидатель, обогатитель и художник.
На выставке также представлены периодические издания.
Как известно, М. Пришвин вел дневники всю жизнь, почти ежедневно, с большой скрупулезностью и аккуратностью. Многое из того, что было им зафиксировано в дневниках без какой-либо преднамеренной и прагматической цели, было затем использовано в художественных произведениях.
Дневники Михаила Михайловича, автора трогательных и любовных рассказов о природе, раскрывают перед читателем другое лицо писателя – великого мыслителя и провидца. Журнал «Свет» (2004. – № 4. – С. 34–37) на своих страницах опубликовал материал из дневников 1918–1921 гг.
В периодическом издании вниманию читателя представлена статья А. И. Павловского «…Сигналы людям будущего»: о дневнике М. Пришвина 1930 года». Именно этот дневник зафиксировал один из самых трагических и кульминационных моментов в творческом и философском развитии писателя (Русская литература. – 1993. – № 1. – С. 81–91).
Журнал «Октябрь» (1993. – № 10. – С. 3–21) разместил отрывки из дневника 1936 года. На многих страницах этого дневника остались замыслы повести «Счастливая гора» (так в переводе звучит слово «Эльбрус»). Но ничего из этих многочисленных попыток не вышло: повесть так и не была написана.
Произведения Пришвина не стареют, наоборот, с течением времени чувствуешь их какую-то прочность, основательность. Вечно останутся они памятником глубокой любви нашего народа к своей природе, одушевлённой трудом и песней, в том числе и песней такого выдающегося художника, каким является Михаил Михайлович Пришвин.
Книжная выставка будет действовать до 15 февраля.
02.02.2018 | Просмотров: 236