Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Русская иконопись

Цикл тематических просмотров «Книга Недели»

Сегодня сектор редких изданий, депозитарного отбора и хранения документов представляет книгу о таком виде изобразительного искусства как иконопись. И предлагает вашему вниманию уникальный труд советского искусствоведа, специалиста в области истории древнерусского и византийского искусства Виктора Никитича Лазарева «Русская иконопись», вышедший в 1983 году в Москве.

В настоящем издании опубликована значительная монография ученого, написанная в 1969–1971 гг. Она является итоговой работой советского искусствоведа о древнерусской станковой живописи.

В ясной, доходчивой форме и на большом конкретном материале ученый рассказывает о технике и эстетике русской иконы, о ведущих художественных школах, об отдельных мастерах и лучших произведениях. Сохраняя научный, даже академический стиль изложения, книга тем не менее написана так, что ее с интересом примут самые широкие круги читателей.

Представить себе русскую жизнь вне церкви, без иконы просто невозможно. Она сопровождала русского человека от рождения до смерти. Иконой благословляли на труд и ратный подвиг. Не было ни одного дома, где не стояли бы в красном углу чтимые образа.

Автор представленной сегодня книги замечает, что русская икона является открытием XX века. Только после того как научились расчищать древние иконы от позднейших записей, они превратились в произведения искусства. Вместе с тем стало возможным и их научное изучение. Одним из первых художников, кто по достоинству оценил красоты русской иконописи, был Матисс. Когда он попал в 1911 году в Москву, то, ознакомившись здесь с различными собраниями икон, сразу сделался их восторженным поклонником. Особенно его поразили новгородские иконы, о которых он сказал: «Это доподлинно народное искусство. Здесь первоисточник художественных исканий. Современный художник должен черпать свои вдохновения в этих примитивах...». В дальнейшем, особенно после выставок 1913, 1927 и 1967 годов, русская икона стала привлекать к себе все более широкое внимание. Среди живописцев, черпавших из нее живые творческие импульсы, следует прежде всего назвать имена Марка Шагала и Петрова-Водкина. Икона подкупала необычностью своих цветовых и композиционных решений, высокой одухотворенностью своих образов, наивной патриархальностью жизнеощущения. И получилось так, что русская икона оказалась во многом созвучной исканиям современных художников.

В монографии Виктора Лазарева читатель найдет историю русской иконописи от ее истоков до начала XVI столетия. Автор сознательно ограничил себя этими хронологическими рамками, так как «золотым веком» русской иконописи были XIV и XV столетия, после которых быстро наступил ее упадок. Это не значит, что в XVI–XVII веках не создавались отдельные прекрасные вещи, но общий уровень начал заметно снижаться, что особенно сказалось на измельчании образов и в утрате красками былой цветовой выразительности.

Следует отметить, что иконопись не является направлением живописи, но тем не менее ценится не менее высоко. Икона самобытна, потому что неразрывно связана с культурой русского народа, с его религией, верой. Она воплощает в себе величие русской души, ее многогранность и духовность.

Иконопись – это не просто способ написания икон, это образ верования, образ мышления, определенный уклад, порожденный традициями.

Искусство иконописи развилось на основе православной веры и укрепилось как основа изобразительного искусства Древней Руси. Начало ему было положено в конце 10 века, с крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца 17 века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

Об иконописи можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших мастеров. Вместе с христианством Русь получила и достижения византийской культуры.

Ремесло иконописца бережно хранилось и передавалось от учителя к ученику. Были созданы разные школы, направления иконописи со своими традициями и канонами, каждая со своим характером, но, безусловно, эстетически прекрасные.

Школы эти на протяжении столетий разрабатывали и хранили свои устои и особенности письма, что говорит об имеющейся классификации, о том, что икона прочно заняла свое место в культуре русской и мировой.

Лазарев как раз в своей работе рассказывает о Новгородской школе и «северных письмах», Псковской школе и Московской школе, на значительную степень развития которой оказал влияние Андрей Рублев.

Издание «Русская иконопись» состоит из 6 томов и включает в себя огромное количество тоновых и цветных репродукций с аннотациями, иллюстрирующими особенности разных иконографических школ.

Приглашаем посетить Донецкую республиканскую универсальную научную библиотеку им. Н.К. Крупской и еще больше узнать о значительной части культурного наследия народа, об искусстве иконописи и истории иконы.

03.07.2018 | Просмотров: 362

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей