Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Наша жизнь принадлежит истории

Книжная выставка

Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь

к нему, работайте для него, приближайте его,

переносите из него в настоящее, сколько можете перенести…

Н.Г. Чернышевский

12 июля в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам открылась книжная выставка «Наша жизнь принадлежит истории», посвященная 190-летию со дня рождения Н.Г. Чернышевского, ученого, величайшего философа-материалиста, литературного критика, публициста, писателя.

В ряду славных деятелей русского революционно-демократического движения Николай Гаврилович Чернышевский по праву занимает самое выдающееся место.

Деятельность Чернышевского отличалась необычайной многогранностью – это был бесстрашный революционер, неутомимый политический борец против царского самодержавия. Воинствующий философ-материалист и диалектик, он был также оригинальным историком, социологом, крупнейшим экономистом, критиком, выдающимся новатором в эстетике и литературе.

Мировоззрение Н.Г. Чернышевского сформировалось в середине XIX столетия. В этот же период развернулась и его революционная деятельность. В исследовании В.Г. Баскакова «Мировоззрение Чернышевского» (М., 1956) материалистическая философия Чернышевского явилась вершиной в развитии русской и всемирной философии домарксистского периода. Книга была издана Институтом философии Академии наук СССР.

В сборнике Н.Г. Чернышевский «Прекрасное есть жизнь» (М., 1978) в сжатой форме представлено наследие Чернышевского – философа, писателя, критика, его статьи и очерки, отрывки из романов, письма. Раздел «Прекрасное есть жизнь» убедит читателя в глубине, широте и жизненности взглядов Чернышевского на искусство и жизнь, поможет сверить свой взгляд на прекрасное с точки зрения писателя.

Писатель, отмечал Чернышевский, может стать гениальным человеком только тогда, когда он «…верно поймёт положение и потребности своего народа, <…> сделает литературу средоточием национальной жизни». Чернышевский имел всё, чтобы стать таким писателем также и в области романа.

В монографии Г.Е. Тамарченко «Чернышевский – романист» (Л., 1976) рассматриваются художественные произведения писателя и, прежде всего, знаменитые «Что делать?» и «Пролог», их идейное содержание и художественное своеобразие, их место в истории русского романа и роль в развитии интеллектуальной прозы.

Полная драматических событий жизнь Чернышевского наложила отпечаток на мемуарs о нём. Долгое время существовавшие запреты на упоминания об опальном мыслителе служили сильным сдерживающим фактором для современников, и к мемуарам многие из них приступили лишь спустя много лет после его смерти.

О жизни – подвиге великого революционного демократа, остававшегося на протяжении нескольких десятилетий идейным вдохновителем русских революционеров, рассказывает книга «Н.Г. Чернышевский в воспоминаниях современников» (М., 1982).

Есть времена, есть целые века,

В которых нет ничего желанней,

Прекраснее – тернового венка!

Эти слова Некрасова – лучший эпиграф к судьбе Н.Г. Чернышевского, судьбе трагической и прекрасной одновременно.

В советское время Н.Г. Чернышевский занимал почетное место на Олимпе революционных деятелей, считаясь, наряду с Герценым, прямым предшественником большевиков. Юбилейные годы со дня рождения Николая Гавриловича праздновались с размахом, его персона героизировалась. В 1978-м году, когда отмечали 150-летие со дня рождения писателя, вышло рекордное число статей, посвященных легендарному вдохновителю нового образа жизни: Г. Орловой «Великий мыслитель и писатель» (Библиотекарь. – 1978. – № 6. – С. 19–21), У. Гуральника «Художник революционной демократии» (Новый мир. – 1978. – № 7. – С. 262–276) и другие, которые являются яркими образцами подобных документов, созданных под влиянием эпохи.

После распада Советского Союза в печати разгорелась дискуссия как о влиянии Чернышевского на ход исторических событий, так и о его вкладе в развитие культуры. Площадкой для высказывания точек зрения выступили многие периодические издания, даже журнал «Православная беседа» (1997. – № 3. – C. 41–44), опубликовавший мнение преподавателя Московской духовной академии Михаила Дунаева под заголовком «Пророк «светлого будущего».

Новая трактовка фигуры писателя оформилась и была показана в статье В. Сердюченко «Чернышевский в романе В. Набокова «Дар»: к предыстории вопроса» (Вопросы литературы. – 1998. – № 2. – С. 333–348). В статье представлена история противостояния середины ХIХ века между общепризнанными в то время корифеями пера и наследниками классических традиций изящного слова в литературе (Лев Толстой, Иван Тургенев, Афанасий Фет) и представителями либерально-демократического лагеря в русской словесности (Николай Добролюбов и Николай Чернышевский).

Проблемы переосмысления роли личности создателя романа «Что делать?» в истории и литературе тревожили также и других авторов. Так, М. Елиферова поместила собственные размышления под заголовком «Что делать с Чернышевским?» ( Вопросы литературы. – 2007. – № 5. – С. 232–251).

Одним из примеров взвешенной и продуманной современной позиции специалиста-литературоведа в отношении некогда культового писателя служит статья Владимира Кантора «Голгофник versus Варавва» на страницах издания «Вопросы литературы» (2013. – № 6. – С. 294–331).

Все документы, отражающие эволюцию взглядов на роль и место в истории теоретика критического социализма Н.Г. Чернышевского, представлены на выставке, которая продлится до 25 июля.

12.07.2018 | Просмотров: 387

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей