Пожалуйста, включите поддержку работы со скриптами в Вашем браузере!
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей < Предыдущая новость Следующая новость >

Наша жизнь принадлежит истории

Книжная выставка

Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь

к нему, работайте для него, приближайте его,

переносите из него в настоящее, сколько можете перенести…

Н.Г. Чернышевский

12 июля в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам открылась книжная выставка «Наша жизнь принадлежит истории», посвященная 190-летию со дня рождения Н.Г. Чернышевского, ученого, величайшего философа-материалиста, литературного критика, публициста, писателя.

В ряду славных деятелей русского революционно-демократического движения Николай Гаврилович Чернышевский по праву занимает самое выдающееся место.

Деятельность Чернышевского отличалась необычайной многогранностью – это был бесстрашный революционер, неутомимый политический борец против царского самодержавия. Воинствующий философ-материалист и диалектик, он был также оригинальным историком, социологом, крупнейшим экономистом, критиком, выдающимся новатором в эстетике и литературе.

Мировоззрение Н.Г. Чернышевского сформировалось в середине XIX столетия. В этот же период развернулась и его революционная деятельность. В исследовании В.Г. Баскакова «Мировоззрение Чернышевского» (М., 1956) материалистическая философия Чернышевского явилась вершиной в развитии русской и всемирной философии домарксистского периода. Книга была издана Институтом философии Академии наук СССР.

В сборнике Н.Г. Чернышевский «Прекрасное есть жизнь» (М., 1978) в сжатой форме представлено наследие Чернышевского – философа, писателя, критика, его статьи и очерки, отрывки из романов, письма. Раздел «Прекрасное есть жизнь» убедит читателя в глубине, широте и жизненности взглядов Чернышевского на искусство и жизнь, поможет сверить свой взгляд на прекрасное с точки зрения писателя.

Писатель, отмечал Чернышевский, может стать гениальным человеком только тогда, когда он «…верно поймёт положение и потребности своего народа, <…> сделает литературу средоточием национальной жизни». Чернышевский имел всё, чтобы стать таким писателем также и в области романа.

В монографии Г.Е. Тамарченко «Чернышевский – романист» (Л., 1976) рассматриваются художественные произведения писателя и, прежде всего, знаменитые «Что делать?» и «Пролог», их идейное содержание и художественное своеобразие, их место в истории русского романа и роль в развитии интеллектуальной прозы.

Полная драматических событий жизнь Чернышевского наложила отпечаток на мемуарs о нём. Долгое время существовавшие запреты на упоминания об опальном мыслителе служили сильным сдерживающим фактором для современников, и к мемуарам многие из них приступили лишь спустя много лет после его смерти.

О жизни – подвиге великого революционного демократа, остававшегося на протяжении нескольких десятилетий идейным вдохновителем русских революционеров, рассказывает книга «Н.Г. Чернышевский в воспоминаниях современников» (М., 1982).

Есть времена, есть целые века,

В которых нет ничего желанней,

Прекраснее – тернового венка!

Эти слова Некрасова – лучший эпиграф к судьбе Н.Г. Чернышевского, судьбе трагической и прекрасной одновременно.

В советское время Н.Г. Чернышевский занимал почетное место на Олимпе революционных деятелей, считаясь, наряду с Герценым, прямым предшественником большевиков. Юбилейные годы со дня рождения Николая Гавриловича праздновались с размахом, его персона героизировалась. В 1978-м году, когда отмечали 150-летие со дня рождения писателя, вышло рекордное число статей, посвященных легендарному вдохновителю нового образа жизни: Г. Орловой «Великий мыслитель и писатель» (Библиотекарь. – 1978. – № 6. – С. 19–21), У. Гуральника «Художник революционной демократии» (Новый мир. – 1978. – № 7. – С. 262–276) и другие, которые являются яркими образцами подобных документов, созданных под влиянием эпохи.

После распада Советского Союза в печати разгорелась дискуссия как о влиянии Чернышевского на ход исторических событий, так и о его вкладе в развитие культуры. Площадкой для высказывания точек зрения выступили многие периодические издания, даже журнал «Православная беседа» (1997. – № 3. – C. 41–44), опубликовавший мнение преподавателя Московской духовной академии Михаила Дунаева под заголовком «Пророк «светлого будущего».

Новая трактовка фигуры писателя оформилась и была показана в статье В. Сердюченко «Чернышевский в романе В. Набокова «Дар»: к предыстории вопроса» (Вопросы литературы. – 1998. – № 2. – С. 333–348). В статье представлена история противостояния середины ХIХ века между общепризнанными в то время корифеями пера и наследниками классических традиций изящного слова в литературе (Лев Толстой, Иван Тургенев, Афанасий Фет) и представителями либерально-демократического лагеря в русской словесности (Николай Добролюбов и Николай Чернышевский).

Проблемы переосмысления роли личности создателя романа «Что делать?» в истории и литературе тревожили также и других авторов. Так, М. Елиферова поместила собственные размышления под заголовком «Что делать с Чернышевским?» ( Вопросы литературы. – 2007. – № 5. – С. 232–251).

Одним из примеров взвешенной и продуманной современной позиции специалиста-литературоведа в отношении некогда культового писателя служит статья Владимира Кантора «Голгофник versus Варавва» на страницах издания «Вопросы литературы» (2013. – № 6. – С. 294–331).

Все документы, отражающие эволюцию взглядов на роль и место в истории теоретика критического социализма Н.Г. Чернышевского, представлены на выставке, которая продлится до 25 июля.

12.07.2018 | 30

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху
Мы ждем Вас!
Понедельник - воскресенье 9:00-18:00
Санитарный день: последний вторник месяца
©Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской
83001, г. Донецк, ул. Артема, 84
E-mail: krupskaya@lib-dpr.ru
Яндекс.Метрика