Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

«Этюд о великой жизни»

Просмотр литературы к 100-летию со дня рождения Александра Солженицына

11 декабря в «Русском центре» отдела документов по гуманитарным и естественным наукам открывается просмотр литературы «Этюд о великой жизни», посвященный 100-летию со дня рождения Александра Исаевича Солженицына (11 декабря 1918 – 3 августа 2008), русского писателя, драматурга, публициста, поэта, общественного и политического деятеля, лауреата Нобелевской премии по литературе (1970).

Его биография богата крутыми поворотами – от узника ГУЛАГа до Нобелевского лауреата, от гонимого властями диссидента до триумфально вернувшегося на родину «властителя дум». Сегодня к личности Александра Солженицына относятся по-разному, но нельзя отрицать, что он является одним из самых значительных русских прозаиков ХХ столетия. На просмотре литературы представлены его произведения, материалы и статьи о биографии писателя и исследования его творчества.

Книга известной писательницы, историка отечественной литературы, критика, доктора филологических наук Л.И. Сараскиной «Александр Солженицын» (М., 2008), выпущенная к 90-летию А.И. Солженицына, считается его первой полной биографией, созданной на основе уникальных архивных документов, бесед с самим Солженицыным и членами его семьи. Непростая биография Александра Исаевича вместила войну, лагеря, преследования и изгнание. 20 лет, проведенные в эмиграции, не разорвали связь Солженицына с родиной – сразу после возвращения в Москву он включился в общественную жизнь, напряженно размышляя «как нам обустроить Россию». По мнению автора, Солженицын не смягчая выражений, не стараясь угодить власть имущим, много раз вызывал на себя огонь критики, но сохранил моральный авторитет и звание живого классика современной русской литературы.

Жизненный путь Солженицына не был легок, ему довелось пройти войну, тюрьму, ссылку, изгнание, освоить много профессий и ремесел. В публикации Н.Д. Солженицыной «Школьный учитель Александр Исаевич Солженицын» автор заостряет внимание читателя на учительской деятельности Солженицына, представляя фрагменты из произведений, посвященных периодам его работы учителем, а также воспоминания его бывших учеников и коллег-учителей. (Математика в школе. – 2009. – № 10. – С. 3–14).

В пособии А.В. Урманова «Творчество Александра Солженицына» (М., 2009) анализируются наиболее значимые произведения, включенные в школьную программу по литературе: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Правая кисть», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо». Автор предлагает целостную концепцию творчества прозаика, опирающуюся на систему его эстетических и мировоззренческих взглядов. В работе исследуются такие важные аспекты поэтики как метод, структура и формы повествования, пространственно-временная организация, авторское словотворчество, фоносемантика, предметный мир, символика, сфера идей, типология героев.

В монографии Н.Н. Ступницкой, кандидата филологических наук «Расколотый мир: о романе А.И. Солженицына «В круге первом» (Х., 2011) предпринимается попытка осмыслить идейно-художественную семантику и структуру образной системы романа.

Доктор филологических наук В.Ю. Юровский в статье «О формах повествования в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» анализирует стилистику повествования рассказа, прежде всего в специфике форм изложения. На примерах отрывков рассказа объясняет применяемые Солженицыным приемы для достижения желаемого впечатления, психологической интриги, напряжения, некоторые сцены окружающей жизни воспроизводятся в произведении в драматическом течении. Через субъективное восприятие героев можно ощутить их эмоциональное напряжение. При помощи удачной комбинации литературных приемов А.И. Солженицын создавал яркие образы запоминающихся судьбоносных событий (Русская речь. – 2006. – № 1. – С. 39–48).

Автор статьи считает, что изучение в школе творчества Солженицына поднято на уровень решения государственной задачи, поэтому А.И. Княжицкий в публикации «Материалы к изучению рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» на уроках литературы» стремиться помочь педагогам в изучении творческого наследия писателя (Русская словесность. – 2008. – № 5. – С. 36–40).

Известно, что крупнейшие писатели, современники Александра Солженицына встретили его приход в литературу очень тепло. Но со временем отношение к нему изменилось. Составить собственное мнение о Нобелевском лауреате читателям помогут такие книги: В. Бушин «Неизвестный Солженицын: гений первого плевка» (М., 2010) и А. Беляков, О. Матвейчев «Ватник Солженицына». В них развенчиваются многие мифы и рассказывается о том, какими путями А. Солженицын пришел к мировой известности и чем ему пришлось пожертвовать ради славы.

Просмотр литературы будет экспонироваться до 25 декабря.

10.12.2018 | Просмотров: 359

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей