Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Париж. Нотр-Дам: памятник истории, архитектуры и времени

Страница истории Франции

Собор Богоматери, по своему исключительному положению на острове Сите, - не только сердце Парижа, но и в буквальном смысле сердце Франции: все расстояния, связанные с удаленностью географических пунктов, измеряются отсюда. Со времен появления в XII веке собор постоянно становился и центром политических событий: на этом месте не раз решалась судьба французской нации. Символичность места притягивала: в 1422 году десятилетний английский король Генрих VI был коронован здесь в качестве короля Франции; в 1804 году здесь же на голову Наполеона Бонапарта была возложена императорская корона. Во времена Парижской Коммуны собор едва не превратился в огромный пылающий костер, но в последний момент его разрушение удалось предотвратить.

К строительству собора, который соответствовал бы статусу города как столицы, в Париже приступили довольно поздно. В окружающих землях королевского домена первые большие соборы уже были в стадии возведения стен, если не завершения строительства, а в Париже службы все еще шли в слишком тесной церкви, рядом с которой находился, правда, еще один храм, но уже превратившийся в руину. Епископ Морис де Сюлли приказал срыть обе церкви и на их месте возвести новый большой собор. Построили, как задумали - собор Богоматери вмещает девять тысяч человек.

Около 1163 года был заложен первый камень, и спустя двадцать лет были завершены хор и восточная часть средокрестия. Со строительством центрального нефа появились первые могучие контрфорсы - предпосылка для невиданного взлета архитектурных форм в высоту. В 1210 - 1220 годах с главным нефом уже сомкнулись травеи боковых нефов, а фасад был возведен на уровень «галереи королей». К 1250 году все было закончено.

Схема готического фасада уже была отработана в Кане - в церквах Сант-Этьен и Сант-Трините. В Париже ее довели до предельной четкости целого и полной отточенности отдельных элементов. На первый взгляд этот шедевр, западный фасад Нотр-Дам, кажется даже проще, чем фасады других соборов, но он отличается редкой гармонией и элегантностью. Горизонтали и вертикали акцентированы в равной степени. Фасад четко членится на ярусы, верхний из которых - это венчающая сквозная галерея, «вуалирующая» основания башен, отчего они при всей своей массивности кажутся легкими, парящими, как и весь фасад, прорезанный ровно посередине «галереей королей».

О значении этой галереи, где стоят 28 статуй королей, до сих пор не все ясно. Нынешние скульптуры относятся к реставрационному периоду ХIХ века. Оригиналы были в основном разрушены во время Великой французской революции. В мае 1977 года были найдены головы разбитых тогда статуй, общим числом 21: их спрятал некий роялист, приверженец монархии. Ныне эти ценнейшие фрагменты экспонируются в Музее Клюни.

Внутри собора вначале поражает Сумрачность пространства. Окна верхнего яруса, сделанные еще в 1255 году, были не, слишком крупными; ярус трифория заменили розетками, которые не стали заполнять стеклами. В этом монументальном сооружении архитектурного расчета еще не хватило на то, чтобы наполнить светом весь интерьер. Тем не менее, внутреннее пространство Нотр-Дам завораживает: чудесные окна-розы, заполненные витражами, погружают его в таинственную игру цветного света.

Источник: Соборы, монастыри, паломнические места Европы. – Москва : Астрель; АСТ, 2004. – С. 276.

18.04.2019 | Просмотров: 285

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей