Создание адаптивной образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных учреждений
День информации
14 мая главным библиотекарем отдела документов по гуманитарным и естественным наукам Светланой Морозовой в литературной гостиной библиотеки был проведен День информации для учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных образовательных организаций (учреждений, групп) компенсирующего и комбинированного типа – слушателей Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования на тему «Создание адаптивной образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных (организаций) учреждений.
Дошкольное образование представляет собой неотъемлемую составляющую всеобщего образования. Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения – дело государственной важности. Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения, которые, являясь первой ступенью общей системы образования, призваны обеспечить охрану жизни, укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие.
Цель основного дошкольного образования – создание необходимых и благоприятных условий разностороннего и разнообразного развития детей.
Создание новой модели образовательного учреждения компенсирующего вида «Детский сад – начальная школа» предполагает не только наличие оптимальных условий, обеспечивающих коррекцию вторичных отклонений в развитии проблемного ребёнка, но и определений новых направлений и технологий коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими психо-речевые отклонения в развитии.
Пособие «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического здоровья» (М., 2004) содержит комплексную методику коррекции задержки психического развития (ЗПР) у детей дошкольного возраста.
В последние годы всё больше детей рождается с проблемами здоровья.
Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС), которые рано выявляются врачами-невропатологами и нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом взаимодействии.
В книге «Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания» (М., 2004) дано описание системного подхода в корреционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением центральной нервной системы в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного типа.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.
В сборнике «Совершенствование деятельности педагогов дошкольной образовательной организации в условиях перехода на новый профессиональный стандарт: системно-деятельностный подход» (Ульяновск, 2018) освещаются теоретические аспекты совершенствования деятельности педагогов дошкольной образовательной организации в условиях перехода на новый профессиональный стандарт, рассмотрены профессиональные и личностные требования к воспитателям дошкольной образовательной организации.
Распространение в стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только современной тенденцией в образовании, но и представляет собой реализацию прав детей на образование.
В сборнике «Ребёнок – дошкольник в современном образовательном пространстве: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции» (Елец, 2018) представлены результаты научно-практической деятельности обучающихся образовательных учреждений России. В статьях раскрываются разнообразные аспекты особенностей развития ребёнка в периоде дошкольного образования, коррекционно-развивающей работы с дошкольниками и младшими школьниками.
Главным приоритетом в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является индивидуальный подход с учётом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребёнка.
В методическом пособии Сорокиной Л.И. «Интеллектуальное развитие детей, 3-4 года» (М., 2018) обобщён богатый практический опыт автора, представлены конспекты 64-х занятий для детей младшего дошкольного возраста. Особенностью издания является приложение на СD - диске, которое поможет обеспечить занятия демонстрационным и раздаточным материалом.
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должностного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии его не удается реализовать в полной мере. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.
В условиях инклюзивного образования необходимо помнить, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и дети с нормой развития находятся в равных условиях и должны получать равное воспитание и обучение.
В сборник «Современный учебно-воспитательный процесс: от теории к практике» (Чебоксары, 2018) включены материалы II Всероссийской научно-практической конференции 2018 года по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации, представлен опыт организации инклюзивной практики для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях комбинированной группы.
Cистема образования и воспитания в дошкольном учреждении должна быть выстроена таким образом, чтобы все дети многое могли делать своими руками: умели действовать в различных пространствах и в разных коллективах сверстников; могли самостоятельно познавать окружающую действительность, оригинально мыслить, не бояться нового, неожиданного.
Воспитание детей должно осуществляться под руководством высокообразованного педагога.
Главным стимулом деятельности педагогов и воспитателей должны стать любовь к ребёнку, комплексное воспитание и развитие детей средствам искусства, пробуждение в душе детей эстетических эмоций.
14.05.2019 | Просмотров: 112