Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей < Предыдущая новость Следующая новость >

Поэзия сильнее, чем судьба…

Книжная выставка

16 июня в отделе документов по гуманитарным и естественным наукам библиотеки открывается книжная выставка «Поэзия сильнее, чем судьба…», посвящённая 130-летию со дня рождения русской поэтессы Серебряного века, переводчицы и литературоведа, одной из наиболее значимых фигур русской литературы XX века Анны Ахматовой (1889-1966).

Анна Ахматова родилась в 1889 году под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова, в честь прабабушки, татарской княжны.

В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет.

В 6-ти томное «Собрание сочинений» (М., 1998) Анны Ахматовой включены стихотворения в хронологическом порядке, поэтические произведения, проза, дневниковые записи, полемические заметки, рецензии и интервью с ней.

Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка.

Анна Ахматова прославилась благодаря поэме «Реквием». «Реквием» — одно из крупнейших произведений Ахматовой. Поэма, в которой была показана нелёгкая судьба женщины, страдающей от репрессий по отношению к её близким и родным, была написана в 1935-1940 годах. Судьба поэтессы также была трагична и неразрывно связана с эпохой, в которой ей довелось жить и творить: революции, войны, репрессии, гибель близких людей, арест единственного сына…

В 1946 году Ахматова подверглась жестокой критике со стороны чиновников и надолго отлучена от литературы. Возможно, в этом отлучении был повинен и «Реквием», и те события, которые положены в его основу.

Сборник известного критика, литературоведа Аллы Марченко «Ахматова: жизнь» (М., 2009) – не научная биография поэта. Автор строит вокруг стихов Анны Ахматовой своего рода «расследование», пытаясь разгадать, кому посвящены стихи Ахматовой. Стихи свидетельствуют, спорят, опровергают, вынуждают «развязать язык» факты и документы и поведать то, о чём в своё время из осторожности умолчали.

Анна Ахматова – одна из лучших поэтесс в русской литературе. В ее стихах сочетаются страстность и одухотворенность, смирение и мужество, торжественность и беспечность юности.

Книга Лидии Чуковской «Записки об Анне Ахматовой» (М., 1997) –это дневник, записи для себя, по живому следу событий. В записях отчётливо проступают приметы ахматовского быта, круга её друзей, черты её личности, характер её литературных интересов.

Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле, многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти.

Её имя при жизни окружала слава среди почитателей поэзии, как в СССР, так и в эмиграции. Стихи Анны Ахматовой переведены на многие языки мира.

На книжной выставке представлены и периодические издания. Так, журнал «Наше наследие» (2006. – № 77. – С. 114 – 123) на своих страницах представляет очерк «Послесловие», написанный научными сотрудниками Петербургского музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме Л. Копыловым и Т. Поздняковой. Данный очерк как своеобразное послесловие к статье известного коллекционера и кинорежиссера С.А. Шустера, посвященной киносъемке похорон Ахматовой в 1966 году.

Многие годы Лидия Корнеевна Чуковская вела «ахматовский» дневник. Эти записи за 1938 – 1941 и 1952 – 1966 годы легли в основу ее трехтомного издания «Записки об Анне Ахматовой». Когда скончалась Анна Андреевна, Лидия Корнеевна была прикована к постели из–за тяжелой болезни. Но она продолжала делать записи об Ахматовой в отдельных тетрадях, которые назвала «После конца». Позже вышла публикация Е. Чуковской и Ж. Хавкиной «После конца. Из «ахматовского» дневника», которая, по их мнению, поможет читателям и будущим историкам восстановить картину посмертной судьбы ахматовского наследия (Знамя. – 2003. – № 1. – С. 154 – 167).

В литературно–художественном журнале «Звезда» (2007. - №8) опубликована переписка А.А. Ахматовой с сыном — известным историком–востоковедом Л.Н. Гумилевым. Переписка охватывает период 1950 год – середина 1954 года.

Книжная выставка будет действовать до 30 июня.

11.06.2019 | Просмотров: 64

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей