Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Что делает война с душой человека?

Кинолекторий к 75-й годовщине Великой Победы

16 февраля 2020 года в рамках проекта «Кинозеркало истории», приуроченного к 75-й годовщине Великой Победы в кинозале библиотеки им. Н. К. Крупской состоялся кинолекторий «Что делает война с душой человека?».

В рамках мероприятия был организован просмотр и обсуждение художественного фильма Ларисы Шепитько «Восхождение», а также знакомство с жизненным и творческим путем нашей талантливой землячки.

Уроженка г. Артемовск Лариса Ефимовна Шепитько оставила яркий след в Отечественном кинематографе. Ее картины «Зной», «Ты и я», «Крылья» отличаются глубоким философским смыслом и прекрасным художественным решением. А художественный фильм «Восхождение» — вообще отдельная глава ее творческой биографии и целая веха в истории киноискусства. Достаточно сказать, что «Восхождение» — первый советский фильм, получивший премию «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале, атакже последний завершенный фильм Шепитько.

Слушателей заинтересовала информация о истории создания художественного фильма «Восхождение», снятого Ларисой Ефимовной в 1976 г. по роману Василия Быкова «Сотников».

При подборе актеров режиссер руководствовалась их молодостью, неизвестностью, ей не были нужны звезды отечественного кино. Поэтому пришлось отказать Андрею Мягкову, который очень хотел сниматься в фильме. В итоге, главные роли в фильме исполнили на тот момент малоизвестные, но талантливейшие советские актеры – Борис Плотников и Владимир Гостюхин.

Съемки картины начались в январе 1974 года и проходили под Муромом. Съемочная группа специально выбирала самые морозные дни, чтобы актеры, по выражению Шепитько, «почувствовали зиму на клеточном уровне». Впоследствии Владимир Гостюхин, вспоминая съемки, говорил, что это была не игра, а «смерть в каждом кадре».

На съёмочной площадке случались обморожения среди массовки и участников съёмочной группы, но никто не жаловался. Шепитько сама не требовала для себя особых привилегий и, по воспоминаниям коллег, была для всех примером мужества, воли, терпения и необыкновенной заботы. Например, Борис Плотников был очень легко одет и быстро коченел от мороза и пронзительного ветра в открытом поле, но после команды «Стоп! Снято!» режиссёр подходила к нему, чтобы растереть, согреть и поблагодарить.

Для того, чтобы добиться от актёров необходимого качества исполнения роли, Шепитько порой приходилось подолгу говорить с ними, стоя на морозе. Например, несмотря на полную готовность съёмочной группы, режиссёр могла долго разговаривать с Борисом Плотниковым, чей характер она внимательно изучила во время съёмок. Успешной подаче информации способствовала привычка Шепитько предельно чётко постулировать мысли, избегая заумных терминов, которые могут скрывать отсутствие ясности.

Картину долго не хотели выпускать в широкий прокат, ее обвиняли в притчевости и религиозном подтексте. Тогда Элем Климов, режиссёр и муж Ларисы Шепитько, решился на отчаянный шаг. Он пригласил первого секретаря ЦК компартии БелоруссииМашерова на специальный просмотр «Восхождения». И результат не заставил себя ждать – в середине фильма строгий чиновник заплакал, не стесняясь присутствовавшего в зале руководства республики. А по окончании сеанса Машеров вопреки традициям вышел на сцену и говорил около сорока минут. Через несколько дней «Восхождение» было официально принято без единой поправки.

Просмотр художественного фильма «Восхождение» вдохновил гостей мероприятия на размышления о предательстве, чести, самопожертвовании. Зрители отметили смысловую наполненность картины, взывающую к нравственной чистоте и подвигу.

16.02.2020 | Просмотров: 334

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей