Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Дарование эпического склада

Книжная выставка к 105-летию со дня рождения театрального режиссера Г.А. Товстоногова

21 сентября в отделе искусств открылась книжная выставка, посвященная 105-летию со дня рождения советского театрального режиссера, педагога, Народного артиста СССР Георгия Александровича Товстоногова (1915-1989).

Георгий Александрович начал свой творческий путь, работая в должности режиссёра Русского драматического театра имени А.С. Грибоедова в Тбилиси, художественного руководителя Гастрольного реалистического театра и режиссёра в Московском Центральном детском театре.

Товстоногов был главным режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, и более 30 лет руководил Большим драматическим театром им. Горького в Ленинграде.

Георгий Александрович вел активную педагогическую деятельность в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) им. Н.К. Черкасова. Ряд интересных спектаклей, получивших широкую известность, создан им в Учебном театре ЛГИТМиК со студентами актёрско-режиссёрского курса, который он вёл на протяжении нескольких десятилетий.

На выставке представлены издания, отображающие жизненный и творческий путь знаменитого театрального режиссера.

Популярное издание Натальи Старосельской «Товстоногов» (Москва, 2004) из серии ЖЗЛ освещает жизненный путь и формирование творческих интересов одного из великих театральных режиссеров XX века.

В книге критика и исследователя театра Юрия Рыбакова «Г.А. Товстоногов. Проблемы режиссуры» (Ленинград, 1977) рассматривается связь творчества Товстоногова с общественными процессами развития советского театрального искусства, а также деятельность режиссера в Большом драматическом театре им. Горького.

В издании Р. Беньяша «Товстоногов» (Ленинград,1960) и статье Д. Закотницкого «Товстоногов» из издания «Портреты режиссеров. Вып. 2» (Москва, 1972) описывается особое режиссерское мастерство Георгия Александровича. В своих постановках он проявлял интерес к конфликту, внутренним противоречиям, показывал психологизм и интерес к личности человека. Режиссура для него была естественным способом общения с окружающим миром.

Издание В. Рыжовой «Путь к спектаклю» (Москва, 1967) показывает опыт работы режиссерской лаборатории Всероссийского театрального общества, а также рассказывает о закономерностях индивидуальной методологии мастера режиссуры. Товстоногов воспитывал театральный коллектив в духе единого творческого единомыслия. Актерам давалась свобода действия в создании образа своего героя. Примечательно, что в период преподавания в режиссерской лаборатории Товстоногов поставил более 90 спектаклей.

На выставке также представлены книги, написанные самим мастером театральной режиссуры, посвященные вопросам театрального искусства. Суждения и идеи Товстоногова – это результат практики, многолетнего реального опыта.

Оставаясь учеником школы Станиславского, он свободно использовал элементы разных театральных систем. В изданиях «О профессии режиссера» (Москва, 1966) и «Круг мыслей» (Ленинград, 1972) Товстоногов пишет, что режиссер должен быть художником и ему необходима универсальная образованность. Поэтому Георгий Александрович черпал знания и вдохновение из творческого опыта К.С.Станиславского, Вс. Мейерхольда, Б. Брехта, Ю. Любимова, А. Эфроса. Книги об этих мастерах режиссуры также представлены на выставке.

Режиссер считал, что без новаторства любая традиция мертва, а новое основывается на накоплениях предыдущих поколений. Данную проблематику режиссер поднимает в своих трудах «Классика и современность» (Москва, 1975) и «Беседы с коллегами» (Москва, 1988).

Издание «Зеркало сцены» (Ленинград, 1984) в 2х томах – это сборник избранных литературных произведений, статей и выступлений, записей репетиций выдающегося советского театрального режиссера, в которых Г.А. Товстоногов подытожил свой творческий и профессиональный опыт.

Книга «Театральный педагог Аркадий Кацман» (Санкт-Петербург, 2015) содержит воспоминания современников о воспитаннике и помощнике Георгия Александровича, из которых можно подчеркнуть интересные факты совместной работы двух гениальных режиссеров.

Выставку завершает впервые опубликованное издание Г. А. Товстоногова и А. И. Кацмана «Беседы о профессии: Стенограммы лекций на I−III курсе режиссеров драматического театра, 1982-1985 годы» (Санкт-Петербург, 2015). Лекции описывают взгляды на профессию режиссера и основы метода Товстоногова как разработку и продолжение учения К.С. Станиславского.

Георгий Александрович Товстоногов соединял новаторство и традиционализм. Его спектакли поднимали актуальные вопросы, шли в ногу со временем. Став главным режиссером Большого драматического театра им. Горького, Товстоногов прославил его, сделав «первой сценой страны». После смерти режиссера театр был назван его именем.

Выставка продлится до 30 сентября.

22.09.2020 | Просмотров: 225

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей