Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Создатель фильмов, ставших классикой кинематографа

Выставка документов к 120-летию со дня рождения М. Ромма

20 января в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная 120-летию со дня рождения Михаила Ильича Ромма (1901–1971), советского режиссера театра и кино, сценариста и педагога, публициста.

Искусство кино родилось, сложилось и восторжествовало в двадцатом столетии, и этот же век с его революционными свершениями, социальными катаклизмами и техническим прогрессом отразился в экранных образах. Кинематограф оказывает громаднейшее влияние на все стороны жизни, а также на воспитание человека, и поэтому любовь к кино всенародна.

Михаил Ромм поздно пришел в это искусство. Ему было 34 года, когда он поставил «Пышку» – свою первую картину. Она была немая, но оказалась более красноречивой, чем некоторые классические звуковые экранизации. Едва ли не последняя немая лента в нашем кино.

Через три года он создает к/ф «Ленин в Октябре», потом – к/ф «Ленин в 1918 году» – фильмы, которые станут основным вкладом в Лениниану нашего искусства. После ленинской дилогии каждый его новый фильм будет привлекать особое внимание общественности и зрителей. Придут к нему награды и звания, но высокая мера взыскательности, неуспокоенность, требовательность, прежде всего, к себе прослеживается через все творчество Михаила Ромма.

Ромм чаще всего ставил произведения уникальные, рассчитанные на многие годы и разные поколения зрителей.

Необычное книжное издание Семена Фрейлиха «Михаил Ромм. Исповедь кинорежиссера: Киносценарий» (Москва, 1988) точно и тонко раскрывает связь фильмов Ромма с особенностями его характера, политического и социального, эмоционального и духовного опыта, помогая полнее понять личность и творческие искания режиссера, обогатившего советский кинематограф фильмами-шедеврами.

Трехтомник «Михаил Ильич Ромм. Избранные произведения в 3-х томах» (Москва, 1982) охватывает большую часть его кинематографического, литературного и педагогического наследия.

В сборнике статей М. Ромма «Беседы о кино» (Москва, 1964) собраны публикации разных лет, где он размышляет о кинематографе, анализирует различные сложные ситуации в создании фильмов. На основе своего жизненного опыта мастер дает рекомендации будущим поколениям кинематографистов.

Остаться на уровне современности ему помогали его ученики по режиссерской мастерской во ВГИКе. Писатель, актер, режиссер Василий Шукшин, чье имя вошло в зрительскую и народную память, Андрей Тарковский, Никита Михалков не пытались подражать ему, воспринимая, в первую очередь, нравственный потенциал его личности, грани характера, замыслы, нереализованные в собственном творчестве.

На выставке документов представлены интересные издания, освещающие творчество самых известных и талантливых учеников режиссера, в частности сборник Якова Варшавского «Никита Михалков» (Москва, 1989), книга Ларисы Ягункиной «Василий Шукшин. Земной праведник» (Москва, 2009), издание Лейлы Александр-Гарретт «Андрей Тарковский. Собиратель снов» (Москва, 2009).

Книги Зака Марка «Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры» (Москва, 1974), «Михаил Ромм и его фильмы» (Москва, 1988), посвященные творчеству известного кинорежиссера, анализируют его фильмы как часть общего процесса развития советского кино. В книгах прослеживается жизненный и творческий путь великого мастера кинематографа.

Личность талантливого кинорежиссера была неповторима благодаря обаянию, тонкому уму, лишенному холодной рассудочности, нравственному облику, вдохновенному участию и в политической жизни (известный общественный деятель), и в жизни близких: он проявлял живейшее беспокойство по поводу судеб своих товарищей и учеников.

Именно эти рассуждения отражены в печатном издании М. Ромма «Беседы о кинорежиссуре» (Москва, 1975). Книга заинтересует как любителей кино, так и профессионалов- кинематографистов, которые найдут в этой работе размышления, не потерявшие своей актуальности и в наше время.

Вниманию читателей предлагаются книги об известных актерах, работавших с М.И. Роммом. Это книги Д. Щеглова «Фаина Раневская» (Смоленск, 2003), Иннокентия Смоктуновского «Быть» (Москва, 2000), Михаила Козакова «Актерская книга» (Москва, 1997), освещающие творчество знаменитых актеров, а также рассказывающие об огромном влиянии М. Ромма на их становление и формирование профессионального актерского мастерства.

Хочется остановиться еще на одной интересной книге М. Ромма «Устные рассказы» (Москва, 1991), которая пронизана искрометным юмором и самоиронией. Юмор спасал Ромма в различных жизненных ситуациях и одновременно помогал его друзьям и многим кинематографистам. Он был удивительный человек, неисправимый оптимист. В книгу вошли сатирические новеллы, смешные и грустные, отличающиеся высоким артистическим уровнем и отражающие остроту социальных и исторических реалий того времени.

Выдающийся советский режиссер М.И. Ромм принадлежит к числу тех творцов кинофильмов, которые создавали и сам советский кинематограф. Ромм стремился раскрыть все грани и особенности советского кино. Для его многогранного творчества характерным было убеждение, что в искусстве нельзя повторять уже достигнутое, что нужно неустанно двигаться вперед, осуществляя постоянный поиск.

Всех любителей советского кинематографа приглашаем посетить отдел искусств (каб.27, 4 этаж). Выставка продлится до 31.01.2021 года.

19.01.2021 | Просмотров: 239

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей