Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Видная фигура русского импрессионизма

Выставка документов к 150-летию со дня рождения Игоря Грабаря

С 20 марта в отделе искусств действует книжная выставка «Видная фигура русского импрессионизма», приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, искусствоведа, реставратора Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960).

Игорь Эммануилович Грабарь родился 25 марта 1871 года в Будапеште в семье русинского общественного деятеля Эммануила Грабаря, в дальнейшем вместе с родителями переехал в Россию. После окончания Петербургского университета он в 1894 году поступил в Академию художеств, под руководством Василия Евмениевича Савинского и Ильи Ефимовича Репина, заложивших прочную реалистическую основу в творчестве своего даровитого ученика. В 1896 г. переезжает в Мюнхен, где поступает в частную школу-студию Антона Ашбе.

Автомонография И. Грабаря «Моя жизнь. Автобиография. Этюды о художниках» (Москва, 2001) до мельчайших подробностей изображает среду и всю бытовую обстановку, в которой рос будущий художник. Автор не только увлекательно повествует о своей жизни, но и воссоздает широкую панораму художественной культуры России последней трети XIX - первой трети XX века.

Природа наделила И.Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.

Монография О.И. Подобедовой «Игорь Эммануилович Грабарь: Жизнь и творческая деятельность» (Москва, 1964) сочетает в себе эпистолярное наследие и анализ опубликованных и оставшихся в рукописи научных трудов И. Грабаря, а также изучение его живописных полотен. Это первая попытка привести в некоторую систему те богатые материалы, что оставил после себя художник.

С именем выдающегося художника связаны многие страницы истории искусств. Игорь Эммануилович Грабарь – человек удивительной судьбы и поистине энциклопедического таланта: прекрасный живописец, глубокий знаток русского искусства, с дореволюционных времен бессменный руководитель Третьяковской галереи, редкий по дарованию пера пропагандист художественного слова и это далеко не весь перечень деятельности, в которой художник проявил свой талант.

Многотомник И. Грабаря «Письма 1891-1917» (Москва, 1974), «Письма 1917-1941» (Москва, 1977), «Письма 1941-1960» (Москва, 1983) позволит проследить изменение его взглядов на отдельные художественные явления и даже эпохи в истории искусства по мере углубления в их исследование.

Неисчерпаемым источником жизни и вдохновения для Грабаря и его искусства служила русская природа в ее бесконечном разнообразии. В результате упорного труда, пристального внимания к предмету и умения им увлекаться он создал произведения, способные вызвать у зрителя радостное настроение, пробуждать любовь к окружающей жизни.

Альбомы Игоря Грабаря (Москва, 1962), (Москва, 1971), (Ленинград, 1974), (Ленинград, 1977), (Москва, 1979) посвящены творчеству выдающегося русского и советского художника, члена Академии художеств СССР. В творчестве художника особое место занимают пейзажи и портреты. В альбомах воспроизводятся известные и малоизвестные картины Грабаря: «Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Угасающий день» и другие.

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа.

С начала 1900-х и до конца жизни Грабарь трудился над многотомной «Историей русского искусства». Работа над «Историей» стала одним из главных его достижений. В ходе нее Грабарь сформировался как крупный российский искусствовед и непревзойденный специалист в сфере атрибуции русской живописи.

Грабарь много писал об искусстве в журналах — «Мир искусства», «Весы», «Старые годы», «Аполлон», «Нива» и др. Кроме того он был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И.Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».

В книге Игорь Грабаря «Искусство в плену» (Ленинград, 1971) автор рассматривает различные вопросы художественной жизни Западной Европы и Соединенных Штатов Америки, дает характеристику творчества ряда известных художников новейшего времени, а также делится впечатлениями от посещения выставок и музеев.

Статьи и исследования Грабаря в области русского средневекового искусства, теории и практике их охраны и реставрации составляют содержание книги «О древнерусском искусстве» (Москва, 1966), содержащей материалы по истории русского изобразительного искусства XII – XV веков. Автор также анализирует творчество великих мастеров русской монументальной и станковой живописи того времени.

19.03.2021 | Просмотров: 207

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей