Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Имя, навсегда вошедшее в историю мирового киноискусства

Выставка документов к 100-летию со дня рождения Григория Наумовича Чухрая

19 мая в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная знаменитому кинорежиссеру, сценаристу и педагогу Григорию Наумовичу Чухраю (1921–2001).

Григорий Чухрай – один из интереснейших советских кинорежиссеров, классик советского кино. Его фильмы вошли в золотой фонд отечественного кинематографа: «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Жили-были старик со старухой», «Трясина», «Жизнь прекрасна». Каждая из созданных им картин привлекала всеобщее внимание в Советском Союзе и за рубежом. По словам режиссера, темой его фильмов является любовь, отражающая тончайшие оттенки социальной жизни.

Издания выставки, освещающие страницы жизни и творчества знаменитого кинорежиссера, раскрывают тайну создания шедевров советского и мирового кинематографа.

Особый интерес представляет автобиография Григория Чухрая «Моя война» (Москва, 2001). В ней режиссер рассказывает о детстве и юношеских годах, занятиях в драмкружке и увлечении кинематографом. Но более яркие воспоминания – о полях сражений Великой Отечественной войны.

Монографический очерк киноведа и театрального критика И. Шнейдермана «Григорий Чухрай» (Ленинград; Москва, 1965) освещает непростую судьбу и профессиональное становление одного из самых интереснейших советских кинорежиссеров. В книге также описана история создания первых трех фильмов: «Сорок первый » (1956), «Баллада о солдате» (1959) и «Чистое небо» (1961).

Несмотря на то, что режиссер показывал войну как всенародное бедствие, основополагающим в его фильмах был жизнеутверждающий тон.

В издании Ф. Раззакова «Наше любимое кино. Тайное становится явным» (Москва, 2004) подробно рассказана история режиссерского дебюта Г. Чухрая. Фильм «Сорок первый» был создан по одноименной повести Бориса Лавренёва о девушке-снайпере Красной армии, влюбившейся в белогвардейца. В книге описан длительный путь от создания сценария до выпуска на киноэкраны, сопровождаемый идеологическими препятствиями.

Одной из самых известных работ режиссера стал фильм «Баллада о солдате». Сценарий был написан совместно с Валентином Ивановичем Ежовым и основан на личном опыте и пережитых во время войны событиях.

На выставке представлен сценарий «Баллады о солдате» (Москва, 1967) из серии «Шедевры советского кино». Издание также содержит вступительную статью А. Караганова «Бессмертие солдата», статью Г. Чухрая «Путь к экрану» о совместной работе с Ежовым, а также комментарии советской прессы и зарубежных кинодеятелей о фильме.

Для любителей советского кино особый интерес представляет книга В. Ежова, Г. Чухрая «Баллада о солдате: Киноповести» (Москва, 1994), в которую, помимо одноименной киноповести, также входят повести В. Ежова, И. Кретчмара, В. Трунина, произведения М. Шолохова.

Фильм «Баллада о солдате» был показан на экранах кинотеатров всего мира, завоевал 100 международных премий и вошел в раздел «Сто шедевров» популярной энциклопедии «Первый век кино» (Москва, 1996).

Григорию Чухраю посвящены многочисленные публикации в периодических изданиях.

В одном из интервью «Загадка Григория Чухрая» (Советский экран.– 1990. – №3) режиссер раскрывает особенности советского кинематографа 50–60-х годов. Примечательно, что в 1965 году Григорий Чухрай совместно с В.А. Познером создал «Экспериментальную творческую киностудию». Эта студия подарила деятелям киноискусства свободу творчества, а кинематографу – лучшие фильмы отечественного кинематографа: «Белое солнце пустыни», «Табор уходит в небо», «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Не горюй!» и другие.

В статье Георгия Капралова «Не надо защищать русский народ от Тарковского» (Искусство кино.– 2002. – №4) публикуется интервью Григория Чухрая, долгие годы лежавшее в архиве, в котором режиссер выступает в поддержку запрещенного в то время фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев».

В историю отечественного и мирового кинематографа Григорий Наумович Чухрай вошел еще при жизни и сыграл огромную роль в утверждении кино как искусства, свободного от идеологических рамок.

«Став режиссером, я считал, что фильм – поступок, и старался не совершать поступка, за который мне было бы стыдно», – говорил режиссер.

19.05.2021 | Просмотров: 215

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей