Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства

День информации

В рамках дистанционного дня информации отдел искусств предлагает вниманию педагогов музыкальных школ, преподавателей и студентов музыкальных колледжей и вузов литературу по вопросам фортепианной педагогики и исполнительства.

Отдел располагает изданиями по всем видам искусства, в частности, по истории и теории музыки, методике игры на музыкальных инструментах. Уникальный фонд нотных изданий включает музыкальные произведения всех уровней сложности, предназначенные как для первоначального обучения, так и для профессионального исполнения. Подобрать необходимую литературу можно с помощью электронного каталога, расположенного на сайте библиотеки, традиционных карточных каталогов, обращения с запросом к сотрудникам отдела искусств.

Специалисты отдела осуществляют подбор литературы по любой теме, связанной с научной, творческой или педагогической деятельностью музыкантов.

Информационные письма, включающие обзор музыковедческих изданий отдела с приложением списка полнотекстовых статей из журналов и научных сборников, обладающих международным статусом, направлены 20 адресатам – руководителям музыкальных школ, школ искусств, музыкальных вузов.

К актуальным проблемам современной музыкальной педагогики относятся вопросы музыкального воспитания в процессе обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста, формирование творческой активности старших школьников на уроках фортепиано, воспитание звуковой культуры в фортепианном классе, воспитание концертно-исполнительских навыков учащихся фортепианного класса, опыты дистанционного обучения игре на фортепиано

В отделе искусств имеется множество изданий об игре на фортепиано на русском языке, в том числе и переводы трудов выдающихся зарубежных педагогов–пианистов: Йожеф Гат «Техника фортепианной игры» (Москва; Будапешт, 1967), Альфред Корто «О фортепианном искусстве» (Москва, 1965), Карл Мартинсен «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли (Москва, 1966) и др.

Прогрессивная фортепианная педагогика XX-XXI века сохраняет и развивает лучшие традиции музыкального образования и воспитания.

С личностью и взглядами замечательной пианистки, автора первого советского учебника по методике игры на фортепиано, профессора Петербургской консерватории Марии Николаевны Бариновой знакомят издания: М.Н. Баринова «О развитии творческих способностей ученика» (Ленинград, 1961), Воспоминания о И. Гофмане и Ф Бузони» (Москва, 1964), «Судьба бросала меня как лодочку в океане…(Воспоминания)» (Санкт-Петербург, 2012). Разработанные ею методы комплексного развития способностей ученика не утратили актуальности и поныне. Им посвящен ряд полнотекстовых статей в сборнике Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Благодаря особым традициям музыкального образования в нашей стране, которые существовали на протяжении XX века и существуют поныне, преподаватели консерваторий, училищ, музыкальных школ писали и пишут книги, методические разработки, статьи.

Лучшие из выходивших публикаций сохранили свою ценность, однако, музыкальная педагогика и методика – живой творческий процесс, а не набор хрестоматийных догм.

Представляем вам учебно-методические издания, выпущенные в последнее десятилетие издательским домом «Классика – XXI» (Москва) и издательством «Композитор» (Санкт-Петербург).

Альманах «От урока до концерта» Вып. 1. (Москва, 2009) включает лучшие статьи о фортепианной игре, публиковавшиеся в нашей стране на протяжении многих десятилетий.

У истоков отечественной детской фортепианной педагогики стояли Е.Гнесина, А.Гольденвейзер, С.Савшинский, А.Щапов, А.Артоболевская, М.Фейгин, С.Майкапар. Изложение основ методики некоторых из этих выдающихся мастеров включено в сборник «Как научиться играть на рояле. Первые шаги». (Москва, 2009).

В сборнике «Уроки Гольденвейзера». (Москва, 2009) представлены статьи и размышления выдающегося педагога и пианиста.

В книге Й.Гофмана «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» (Москва, 2010) американский виртуоз делится секретами мастерства.

Уникальным современным пособием по курсу методики фортепианного обучения для молодых педагогов является книга профессора Санкт-Петербургской консерватории Наталии Корыхаловой «За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе». (Санкт-Петербург , 2006)

В учебном пособии профессора Санкт-Петербургской консерватории, доктора искусствоведения Марины Смирновой «Из золотого фонда педагогического репертуара» (Санкт-Петербург, 2009) рассматриваются основные этапы работы над фортепианными циклами: - «Альбомом для юношества», «Детскими сценами» Р.Шумана, «Детским альбомом» П.Чайковского, «Детским уголком» К.Дебюсси и «Детской музыкой» С.Прокофьева.

Взгляд на современное исполнительство дополняют и развивают издания С.А.Айзенштадта «Детский альбом П.И.Чайковского» (Москва, 2013) (Серия «Искусство интерпретации») и Наталии Корыхаловой «Детский альбом П.И.Чайковского: такт за тактом» (Санкт-Петербург, 2011).

Педагогам музыкальных школ и любителям музыки адресована книга С.А.Айзенштадта «Детские классики фортепианной музыки. Биографические очерки» (Владивосток, 2018).

Книги из серии «Секреты фортепианного мастерства» посвящены вопросам инструментального исполнительства и составляют золотой фонд методической литературы:

Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой» (Москва, 2010); А. Вицинский «Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ» (Москва, 2008); А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище» (Москва, 2009); Б. Кременштейн «Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано» ( Москва, 2009)

Как воспитать неординарного ученика? Этим вопросом задается, вероятно, каждый педагог. Единственно верного ответа нет, но благодаря серии «Мастер-класс», у вас есть уникальная возможность проникнуть в знаменитые исполнительские лаборатории выдающихся пианистов: «Уроки Зака». (Москва, 2006); «Уроки Разумовской» (Москва, 2007); «Обучение игре на фортепиано по Леймеру-Гизекингу». (Москва, 2009); Конрад Вольф «Уроки Шнабеля». (Москва, 2006).

В сборниках «Как исполнять русскую фортепианную музыку» (Москва, 2009); «Как исполнять Гайдна» (Москва, 2009); «Как исполнить Шопена» (Москва, 2009); «Как исполнять импрессионистов» (Москва, 2008) известные отечественные и зарубежные музыканты, педагоги, искусствоведы дают конкретные исполнительские указания, подробные методические рекомендации.

В учебных пособиях Марины Смирновой: «Работа над фортепианными сонатами Бетховена (на материале редакции Артура Шнабеля)» (Санкт-Петербург, 2011) анализируется одна из наиболее спорных и ярких редакций XX столетия; «Работа над фортепианными сонатами Франца Шуберта (к проблеме исполнительской интерпретации)» (Санкт-Петербург, 2012) особое внимание уделено анализу средств исполнительской выразительности.

Преподавателям вузов адресуется исследование Т.А. Свистуненко. Эволюция раннебарочной фуги в клавирном творчестве И.С. Баха. - Саратов, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2018.

Новая книга профессора Московской государственной консерватории Людмилы Кокоревой «Искусство высокой цели. Михаил Плетнев» (Москва, 2018) посвящена искусству нашего великого современника – пианиста, дирижера, композитора Михаила Плетнева.

Познакомиться с литературой по фортепианной педагогике и исполнительству, полнотекстовыми статьями из журналов и научных сборников, подобрать необходимые для обновления репертуара нотные издания можно в отделе искусств (каб. 27, IV этаж). Тел.: 337-35-68.

Уважаемые пользователи библиотеки и гости сайта! С новыми условиями для посещения библиотеки в соответствии с Указом Главы ДНР № 321 от 23 октября 2021 г. можно ознакомиться на сайте библиотеки.

10.11.2021 | Просмотров: 213

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей