Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Лубок – народные картинки

Цикл виртуальных выставок «Наши редкости»

Картинки для народа, призванные поучать, рассказывать и веселить, назывались «лубочные». Сегодня мы бы их сравнили с популярными карикатурами, шаржами, мэмами, мотиваторами или демотиваторами.

На счет происхождения названия таких картин существуют различные теории. «Лубом» в России называли первый слой древесины – сразу под корой, и именно луб так же, как и береста, использовался для письма, об этом свидетельствуют упоминания в псковской летописи за 1483 год и московской летописи за 1577 год. В губерниях среднерусской полосы «лубом» называли липу, которая служила основой для первых печатных досок.

Место и время рождения лубка точно неизвестно, но на Дальнем Востоке впервые появились они в VIII веке, а в Европе – в начале XV века. Благодаря купцам из Бремена и Гамбурга русские люди в XVI веке познакомились с «потешными немецкими листами». Первые известные нам отечественные лубочные картинки (на религиозную тематику) появились в начале XVII века, напечатанные в Киево-Печерской лавре. Самая старая из них была создана между 1619 и 1624 годами – икона «Успение Богородицы». Со временем к духовным сюжетам добавились простые и понятные сценки из мирской жизни: такие картинки охотно раскупали. В Москве они появились спустя 20 лет, но это определило дальнейшее развитие лубочных картин и их технику исполнения. Если на Украине и книжные иллюстрации, и народные картинки вначале печатались только с деревянных досок, то гравюры в первой московской иллюстративной книге были оттиснуты с медных досок.

История развития лубка в России насчитывает более 250 лет. За это время сформировалось большое количество типов (жанров) этого вида искусства:

духовный – на тему жизнеописаний святых, притч из священных книг (например, «Библия Василия Кореня» (1692–1696) – 36 простонародных картинок библейской тематики);

философский – содержащий нравственно-поучительную информацию о вреде человеческих пороков;

исторический – посвященный достоверным событиям из жизни народа, а также описывающий старинные летописи и сказания (например, «Славное побоище царя Александра Македонского с царем Пором», «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь»);

сказочный – с вымышленным сюжетом и скрытым воспитательным смыслом (например, «Медведь с козою прохлаждаются, на музыке своей забавляются»);

политический – используемый в пропагандистских целях во время войн;

сатирический – жестко преследуемый властями и едко высмеивающий недостатки общества (например, «За деньги я любить готова»).

Котики… Как же без них! Самым популярным персонажем лубочных картин XVIII века стал «Кот Казанский» наделенный титулом «Кот Казанской, ум астраханской, разум сибирской…», также встречающийся в любимом сюжете «Как мыши кота хоронили» (1725), получивший свое продолжение и в литературных произведениях, графическом искусстве начала XX века и в современной скульптуре.

Конечно, это собирательный сатирический образ на государственных правителей и исторические события, на какие именно, вы узнаете из великолепного альбома «Лубок. Русские народные картинки XVII–XVIII вв.», вышедший в 1968 году в издательстве «Советский художник» со множеством иллюстраций.

Познакомиться с представленным изданием можно в секторе редких изданий, депозитарного отбора и хранения документов (23 каб., 4 этаж).

26.01.2022 | Просмотров: 248

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей