Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

«Дочь полка» – одна из лучших комических опер Г. Доницетти

Видеолекторий

2 марта виртуальный видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра» был посвящен творчеству Гаэтано Доницетти и его комической опере «Дочь полка».

Пользователям библиотеки в режиме скайп-связи был представлен познавательный рассказ о творчестве композитора и истории создания одной из лучших комических опер.

История жизни Гаэтано Доницетти имеет сходство с сюжетом одной из его опер: скромное рождение и годы тяжелой работы, головокружительное восхождение к величию и окончательное падение в безумие. Обладая острым драматическим чувством, он сыграл центральную роль в создании романтической музыкальной мелодрамы. Его выразительный стиль, основанный на бельканто, проложил путь к достижениям Верди.

Хотя его отец надеялся, что сын станет церковным композитором, и Гаэтано сочинил огромное количество духовной музыки, его призванием был театр. В 1818 году впервые была поставлена опера «Энрико ди Боргонья» в Театре Сан-Лука в Венеции. Театр был настолько впечатлен этой работой, что сразу запросил еще несколько произведений. С этого момента началось восхождение юного композитора к вершинам славы и успеха.

«Дочь полка» была одной из самых популярных и лучших комических опер и обошла почти все сцены мира. Успех она завоевала благодаря не только музыке (впрочем, уступающей другим операм Доницетти), но и мастерски построенному сценарию, выигрышным ролям. При постановке в разных странах производилась переделка либретто и, соответственно, менялась национальность полка, вырастившего героиню.

Для театра Комической оперы была написана «Дочь полка» на французское либретто. Его авторы – два парижских либреттиста: весьма известный Жюль Сен-Жорж, сотрудничавший со многими французскими композиторами не только в опере, но и в балете («Жизель» Адана), и Альфред Байяр. Приступая к созданию оперы, Доницетти тщательно изучил особенности французского стихосложения и принципы построения жанра. Ибо французская комическая опера, в отличие от итальянской буффа (и аналогично ранней русской, немецкой и австрийской), не является непрерывно развивающимся музыкальным произведением: пение в ней чередуется с разговорными диалогами. Премьера «Дочери полка» состоялась 11 февраля 1840 года в парижском театре Комической оперы с грандиозным успехом: до конца сезона она прошла 44 раза. А возобновленная в том же театре в 1848 году – за полвека выдержала около 1000 представлений и не сходила со сцены в течение почти ста лет, причем, обычно ставилась в праздничный день, 14 июля, посвященный взятию Бастилии.

В этой опере композитор воплотил истинно французский дух: в мелодиях и ритмах, в построении номеров, где преобладают куплеты, в использовании хора, который эти куплеты подхватывает, в звучании оркестра с важной ролью ударных.

В соответствии с сюжетом в партитуре много отзвуков военных сигналов, маршей. По ходу действия под полковую музыку солдаты строятся, маршируют, вторгается она и в лирические эпизоды. Бойкая увертюра, основанная на темах оперы (барабанный бой, эффекты эха, пастушьи наигрыши, марши, танцы), вводит в действие сюжета.

Опера Доницетти давала благодарный материал для исполнительницы главной партии, в которой выступали многие прославленные певицы: от участницы первого спектакля А. Тийон до Ж. Линд, Г. Зонтаг, А. Патти, М. Зембрих, Э. Тетраццини. Среди лучших современных исполнительниц главной роли – Дж. Сазерленд, Н. Дассей, а виртуозная партия Тонио нашла своих ярких интерпретаторов в Л. Паваротти и Х.Д. Флоресе.

Видеолекторий гармонично дополнила экспозиция нотных изданий оперной музыки, литературы о выдающихся вокалистах, а также коллекция CD, DVD дисков и уникальные записи призведений Г. Доницетти на грампластинках.

Библиотекарь отдела искусств порекомендовала читателям книжное издание Дж. Донати-Петтени «Гаэтано Доницетти» (Москва, 1980) для более глубокого изучения биографии и творчества композитора. Книга написана увлеченно, живым литературным языком, с широким использованием фактических и документальных данных.

Сотрудники отдела искусств предложили зрителям для просмотра оперу Г. Доницетти «Дочь полка» в прекрасной постановке одного из мировых музыкальных театров.

Зрители видеолектория выразили свое восхищение волшебной музыкой Г. Доницетти и оригинальной постановкой оперы «Дочь полка», получив приятные эмоции.

02.03.2022 | Просмотров: 237

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей