Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Ученик и продолжатель линии Шостаковича в советской музыке

Выставка документов к 100-летию со дня рождения Г.Г. Галынина, российского композитора

22 марта в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная 100-летию со дня рождения российского композитора Германа Германовича Галынина (1922−1966).

Герман Галынин − композитор-самородок, чей талант и личность вызывали живой интерес, никого не оставляя равнодушным. Его яркое и самобытное творчество сформировалось на основе народной музыки, русской и советской классики, а также под влиянием особенностей стиля главного учителя и вдохновителя Дмитрия Шостаковича.

Представленные на выставке издания отражают важные моменты жизни и особенности творчества одного из самобытных композиторов XX века.

Жизненный и творческий путь Германа Галынина был коротким, но ярким. Основные сведения о биографии композитора освещает издание «Музыкальная энциклопедия. Т.1.» (Москва, 1973).

Рано оставшись без родителей, будущий композитор рос в детском доме. Примечательно, что исключительная музыкальная одаренность мальчика проявилась в подростковом возрасте благодаря хорошо организованному художественному образованию в учреждении.

В 1938 году Герман Галынин стал студентом музыкального училища при Московской консерватории. Его темпераментная и неповторимая игра на фортепиано поражала преподавателей и слушателей. В 1941 году поступил в Московскую консерваторию, однако началась война, и Галынин ушел на фронт добровольцем. Известно, что в рядах Красной Армии он не оставлял творчество, занимался художественной самодеятельностью. Возобновить занятия в консерватории удалось только в 1944 году. События из истории консерватории, ее знаменитых преподавателях и воспитанниках описаны в сборнике статей «Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем» (Москва, 2018).

Среди русских композиторов ему особенно было близко творчество Мусоргского, Прокофьева, Шостаковича и Мясковского. Последние были учителями Германа Германовича в консерватории и оказали непосредственное влияние на его творчество. На выставке представлены книги, посвященные выдающимся композиторам: альбом «М.П. Мусоргский» (Москва, 1989), книга С. Морозова «Прокофьев» (Москва, 1967) из серии «Жизнь замечательных людей», а также издание Гулинской З.К. «Николай Яковлевич Мясковский» (Москва, 1981) и Роузберри Э. «Шостакович» (Челябинск, 1999).

Шостакович писал, что Галынин поразил его своим ярким композиторским дарованием и великолепным владением фортепиано, а его сочинения привлекают большим мелодическим богатством и глубокой содержательностью. Примечательно, что большая часть его произведений написана для фортепиано.

В сборнике статей «Герман Галынин» (Москва, 1979) представлен анализ произведений композитора, рассматриваются проблемы его творческого метода, также издание содержит воспоминания и высказывания друзей и выдающихся деятелей о Германе Галынине.

В статье Ирины Степановой «Не совсем «Эпическая поэма» о Германе Галынине» (Музыкальная академия. − 2003. − №4) рассказывается о его незаурядном таланте и глубинном содержании произведений «кумира композиторской молодежи 40-х годов».

Самыми плодотворными и благоприятными в творчестве композитора были 1945−1950 годы. В этот период он написал следующие произведения: Сюита для фортепиано (1945), Первый концерт для фортепиано с оркестром (1946), Струнный квартет № 1 (1947), Фортепианное трио (1949), Сюита для струнного оркестра (1949), оратория «Девушка и смерть» (1950) по мотивам одноименной поэмы М. Горького.

К вершинам творчества Галынина относят «Эпическую поэму» для симфонического оркестра. В книге музыковеда Р. Берберова «"Эпическая поэма" Германа Галынина. Эстетико-аналитические размышления» (Москва, 1989) и издании Никитина Л.Д. «Советская музыка. История и современность» (Москва, 1991) исследуются особенности использования подлинно русских народных тем и древнерусских интонаций в произведении, а также развитие и конструктивное оформления симфонической поэмы.

За «Эпическую поэму» Герману Галынину была присуждена Государственная премия.

Однако творчество композитора подвергалось и критике музыкального сообщества, в большей мере преподавателей консерватории. В издании Власовой Е.С. «1948 год в советской музыке. Документированное исследование» (Москва, 2010) рассказывается о негодовании в профессорских кругах московской консерватории и обвинении Галынина-студента в космополитизме за интерес к испанским темам и написание музыки к театральному спектаклю по произведению Сервантеса и Дж. Флетчера.

На выставке также представлены нотные издания произведений композитора: «Фортепианные пьесы» (Москва, 2005), «Сонатная триада: для фортепиано» (Москва, 2006), «Концерт №1» (Москва, 1985), оратория «Девушка и смерть» (Москва, 1966), «Пьесы для фортепиано» (Москва, 1974). А также «Второй концерт: для фортепиано с оркестром. Партитура» (Москва, 1983)  последнее произведение Германа Галынина, написанное в период 19641965 гг.

Несмотря на немногочисленное творческое наследие, произведения композитора входят в золотой фонд советской музыки.

22.03.2022 | Просмотров: 176

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей