Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Незабываемые образы

Выставка документов к 110-летию со дня рождения Е.З. Копеляна

8 апреля в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная замечательному советскому актеру театра и кино Ефиму Захаровичу Копеляну (1912–1975).

Ефим Копелян, народный артист СССР, известен благодаря многочисленным ролям в спектаклях Большого драматического театра и его завораживающей актерской игре в более чем 60 кинофильмах.

Издания выставки освещают страницы жизни и творчества одного из самых харизматичных советских актеров театра и кино.

Актер сильной, интересной и своеобразной индивидуальности на протяжении почти 40 лет играл в лучших спектаклях Большого драматического театра.Знаменитый репертуар театра, а также лучшие роли Ефима Копеляна освещены в альбоме «Ленинградский академический Большой театр имени М. Горького» (Ленинград, 1968).

В 1935 году, окончив студию при театре, Копелян был принят в труппу и стал играть разноплановые роли. Лучше всего ему удавались комедийные и характерные персонажи.

С приходом в театр режиссера Георгия Товстоногова Копелян стал играть, как правило, роли серьезные и лирические. Примечательно, что именно Георгий Товстоногов назвал Ефима Захаровича «русский Жан Габен» за его скромный драматизм, полный мужского благородства и деликатности.

В книге Н. Старосельской «Товстоногов» (Москва, 2018) рассказывается о творческой судьбе знаменитого режиссера и постановках самых знаменитых спектаклей.

Для Копеляна стало важным не внешнее изображение героя, а раскрытие его внутренних переживаний, показ противоречивого и сложного характера.Такими были его герои в постановках «Синьор Марио пишет пьесу», «Пять вечеров», «Гибель эскадры», «Я, бабушка, Илико и Илларион» и др. Более содержательно театральная биография актера представлена в книге «Портреты актеров. Вып.2.» (Ленинград, 1973)

Дебют в кино состоялся ещё в 1932 году в эпизодической роли в фильме «Ошибка героя», однако активно Ефим Копелян начал сниматься в 50-е годы, постепенно переходя от второстепенных ролей к главным.

Актер исполнил эпизодические роли в фильмах «Хождение по мукам», «Мистер Икс», «26 бакинских комиссаров», «Опасные гастроли», «Судьба резидента», «Вечный зов», «Соломенная шляпка»и др. Ознакомиться с кратким содержанием некоторых фильмов поможет книга-альбом Д.С. Писаревского «100 фильмов советского кино» (Москва, 1967).

Широкую известность Копеляну принесло участие в приключенческом фильме Эдмонда Кеосяна «Неуловимые мстители» (1966), в котором он исполнил роль атамана Гната Бурнаша. Благодаря таланту актера отрицательный персонаж полюбился многим зрителям. Ефим Копелян исполнил роль атамана и в продолжении фильма: «Новые приключения неуловимых» (1968) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971). В сборнике «Неуловимые мстители» (Москва,1994) представлена повесть П. Бляхина «Красные дьволята», ставшая основой для сценария фильма, а статья Ф. Фардо «Под знаком мстителей» (Кинопарк.  2012.  № 5) рассказывает об интересных фактах со съемок картины и дальнейшей судьбе молодых актеров.

Первая крупная роль в фильмографии Копеляна  русский фабрикант Савва Морозов в кинофильме «Николай Бауман» (1967). Актер сумел показать не только сложный характер, но и личную драму своего героя, в которой отразилась эпоха первой русской революции.

В книге «Актеры советского кино. Выпуск VI» (Ленинград, 1970) освещены некоторые эпизодические и главные роли в кино, показано стремление Ефима Копеляна добиться достоверности в воплощении сложных характеров героев.

Несмотря на занятость в театре и съемках в кино, Ефим Захарович принимал участие в дубляже фильмов. Среди его работ озвучивание А. Ильина в фильме «Женя, Женечка и "катюша"», С.И. Крылова в фильме-сказке «Снегурочка» и другие.

Именно ему принадлежит звучащий за кадром голос в фильме «Семнадцать мгновений весны» (1973)  невероятный баритон, раскрывающий ум и бесстрашие разведчика. Изначально актер претендовал на роль Штирлица, но судьба распорядилась иначе. На выставке представлен роман Ю. Семенова «Семнадцать мгновений весны» (Москва, 1992), книга Л. Пайковой «Стратегия успеха» (Москва, 1988), посвященная режиссеру культовой картины Татьяне Лиозновой, а также издание Н. Я. Тендора «Вячеслав Тихонов. Князь из Павловского Посада» (Москва, 2010), повествующее о творческой жизни исполнителя главной роли.

На выставке также представлены DVD-диски с классикой советского кинематографа.

Ефим Захарович Копелян изменил традиционное представление об актере на сцене театра. Его сдержанность в выражении чувств говорила больше о герое, чем привычное экспрессивное исполнение. А характеры, созданные им на экране, радуют уже не одно поколение кинозрителей.

08.04.2022 | Просмотров: 212

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей