Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Гениальный художник-портретист и вдохновитель передвижников

Выставка документов к 185-летию со дня рождения И.Н. Крамского

8 июня в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная жизни и творчеству Ивана Николаевича Крамского (1837–1887), российского живописца и графика.

Иван Николаевич Крамской – один из самых замечательных художников и общественных деятелей России второй половины XIX века. Автор широко известных картин и портретов, глубокий мыслитель и теоретик реалистического искусства, тонкий критик и чуткий педагог, один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок – таков диапазон личности Крамского. Пользовавшийся несомненным авторитетом не только у товарищей и соратников, но и у противников, Крамской оказал влияние на развитие русского реализма, на формирование многих выдающихся художников: Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, К.А. Савицкого и других.

Начало деятельности Крамского относится к 60-м годам XIX века. Это было время вступления России на путь буржуазного развития и вместе с тем время борьбы передовых общественных сил с крепостничеством, которую вела русская разночинная интеллигенция. Крамской был одним из ее представителей. Выходец из провинции, из семьи мелкого служащего, он рано начал самостоятельную жизнь. Поступив в Академию художеств осенью 1957 года, 9 ноября 1863 года вместе с 14-ью товарищами-единомышленниками вышел из нее. Редкий организаторский талант и темперамент реформатора позволили Крамскому впервые в России создать объединение художников на основе общности идейных принципов и свободы творчества, рассматриваемого как общественное служение.

В сборниках «Крамской об искусстве» (Москва, 1988), Иван Николаевич Крамской «Письма. Статьи» в 2-х томах (Москва, 1965–1966) излагаются взгляды художника на свободу творчества, возможность следовать жизненной правде. Переписка Крамского – богатейшая сокровищница художественной мысли. В ней заключено теоретическое обоснование искусства демократического реализма, наиболее полно воплотившегося в творчестве русских передвижников. В общем количестве писем Крамского большое число составляют послания, написанные П.М. Третьякову, которые содержат блестящие по объективности характеристики произведений русских художников, ориентирующие Третьякова в отборе их для своей галереи.

С академической полнотой личность Крамского, его творческая и общественная деятельность раскрываются в монографиях советских искусствоведов С.Н. Гольдштейна «Иван Николаевич Крамской» (Москва, 1965) и Т.И. Курочкиной «Иван Николаевич Крамской» (Москва, 1980). В книгах, написанных на основе тщательного изучения изобразительного материала, архивных и печатных источников, основные вехи биографии художника тесно переплетаются с детальным анализом его произведений.

В историю русского искусства Крамской вошел, прежде всего, как автор ярких социально-психологических портретов. В шестидесятые годы он с большим мастерством исполняет серию простых и правдивых графических портретов своих друзей – молодых художников. Семидесятые– восьмидесятые годы – время расцвета его таланта. Художник создает в эту пору галерею портретов крупнейших деятелей искусства, литературы, науки: Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, И.И. Шишкина, М.М. Антокольского, С.П. Боткина, П.А. Брюллова, П.М. Третьякова. Особый раздел творчества художника составляют исполненные уважения и симпатии к простому человеку портреты крестьян: «Полесовщик», «Мина Моисеев» и др.

С историей создания самых известных произведений, с событиями и фактами из жизни одного из интереснейших людей в русском искусстве середины XIX века знакомят монографические очерки А. Давыдовой «Крамской» (Москва, 1962), Н.А. Яковлевой «Иван Николаевич Крамской» (Ленинград, 1990) из серии «Массовая библиотека по искусству». Книги В.И. Порудоминского «Крамской» (Москва, 1974) из серии «Жизнь в искусстве» и И. Ненарокомовой «Крамской» (Москва, 1991), написанные в увлекательной художественной манере и адресованные любителям искусства разных возрастов.

В замечательном, красочно иллюстрированном альбоме «Крамской» (Москва, 1999) издательства «Белый город» из серии «Мастера живописи» освещаются ключевые события жизненного пути художника, историко-философские концепции творчества, характеризуются самые знаменитые портреты и картины: «Русалки», «Христос в пустыне», «Н.А. Некрасов в период "Последних песен"», «Неизвестная», «Неутешное горе», «Лунная ночь». Детальный современный искусствоведческий анализ известных произведений дается также в издании «50 художников: шедевры русской живописи. Вып.7. Крамской».

Значение Крамского в наше время общепризнано. Однако представления о нем нередко оказываются хрестоматийно упрощенными. Круг его произведений, известных широкому зрителю, обидно ограничен.

Восполняет недостающие сведения о творческом наследии выдающегося художника фундаментальное издание «Иван Николаевич Крамской. 1837–1887» (Москва, 1988). Это каталог юбилейной выставки, организованной Третьяковской галерей к 150-летию со дня рождения художника, в которой приняли участие многие музеи и собиратели произведений Крамского. Новые сведения о малоизвестных произведениях, несомненно, представляют огромный интерес для современного зрителя и читателя.

08.06.2022 | Просмотров: 172

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей