Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

«Оттепельный» кинематограф: художественный фильм «Зеленый огонек»

Киноклуб «Верность»

4 июля в дистанционном режиме проходила новая программа киноклуба «Верность», посвященная кинематографу шестидесятых годов.

В программе принял участие донецкий киновед Владимир Александрович Вербицкий. Интересно и содержательно он рассказал о целой эпохе в отечественном кино, поднявшей его на небывалую высоту.

По словам киноведа, кинематограф 60-х годов не случайно определяется как «оттепельный», поскольку он стал символом пробуждения поиска, свежести атмосферы и свободы творчества. Год Двадцатого съезда партии привел в движение все творческие силы страны. Момент обновления идеи совпал с моментом обновления поколений. В кинематограф пришли «лобастые мальчики» предвоенных лет, воспитанные на «Чапаеве», ушедшие на фронт со школьной и студенческой скамьи. Война прокалила их романтизм. Живыми, с орденами и медалями они вернулись в студенческие аудитории. Доучиваясь, они видели уже около себя новое поколение мальчиков, спасенных от войны малолетством. Младшие товарищи, мальчики тридцатых годов рождения были романтичнее, наивнее фронтовиков. Два типа мировосприятия и определили устремления шестидесятников, выразивших человека и время.

Свое сообщение Владимир Вербицкий содержательно подкрепил примерами из фильмов Михаила Калатозова и Григория Чухрая, Александра Алова и Владимира Наумова, Александра Зархи и Марлена Хуциева, Ларисы Шепитько и Михаила Калика.

Кинематограф 60-х освещает издание Льва Аннинского «Шестидесятники и мы» (Москва, 1991).

Образно и точно автор книги характеризует киноискусство «оттепели». Кинематограф первой половины 60-х годов, создал почву для преемственности поколений. С середины десятилетия многое меняется и в общественной, и в кинематографической ситуации. Если начало 60-х определяется наличием твердой опоры у кинематографистов, то к концу десятилетия почва уходит из-под ног. В конце концов шестидесятники сумели ответить на вызов судьбы. Марлен Хуциев, переживший грусть «Июльского дождя», пришел к «Послесловию». Андрей Тарковский дал яростный бой в «Андрее Рублеве». А присутствие Василия Шукшина осветило дорогу шестидесятников подлинной народностью. Автор книги приходит к выводу, что в стилистике, тематике, пафосе кинематографа 60-х годов заключена новая модель киноискусства. Молодой герой, романтическая вера в справедливость и нравственный закон, скользящая и одухотворенная стилистика – вот своеобразная «эмблема» шестидесятников.

Для просмотра и обсуждения был предложен художественный фильм «Зеленый огонек» кинорежиссера Виллена Азарова. Фильм, вышедший на большой экран в 1964 году, относится к произведениям, подготовившим почву для более поздних шедевров «оттепельного» кино.

Основу картины составили события, происходившие в течение одного дня с молодым парнем, начинающим таксистом Сергеем. Его первый рейс ознаменован встречами с самыми разными людьми – москвичами и приезжими. Благодаря людям разных типов, возрастов, характеров, которые садятся в такси, в фильме разворачиваются их истории. Это врач-хирург и московский пенсионер, юная девушка и молодая мама, заведующая салоном для новобрачных, командированные, спешащий в аэропорт гость города и счастливый дедушка.

В фильме снимались Сергей Кузнецов, Ирина Савелова, Анатолий Папанов, Василий Ливанов, Татьяна Бестаева, Зоя Федорова, Всеволод Санаев.

Удивительно, что одним из героев фильма стал автомобиль «Москвич-4013», на котором Сергей возит пассажиров. Авторы фильма «одушевили» его, и автомобиль предстал ярким персонажем фильма со своим характером, поступками, репликами. Юмора и легкой иронии фильму только добавляет внутренний монолог старенького «Москвича». Голосом Зиновия Гердта автомобиль поучает или подсмеивается над своим молодым, неопытным водителем.

В фильме – Москва начала 60-х годов. Она шумит, торопится, спешит. Авторы фильма уловили этот особый ритм большого города. Поток машин мчится по улицам и проспектам Москвы. Вслед за пассажирами Сергея зрители отправляются в разные концы города: с Белорусского вокзала в Лужники, с Калининского моста в аэропорт Шереметьево. Водоворот большого города, движение людей, домов, машин знаменует ритм современной жизни, за которым можно не увидеть человека, его проблем, радостей и горестей.

Каждый должен быть выдающимся на своем месте, как на своем месте оказался главный герой фильма. Такси Сергея в фильме «Зеленый огонек», словно «скорая помощь», мчит, помогает, утешает, знакомит и соединяет людей.

04.07.2022 | Просмотров: 164

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей