Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Отец российского футуризма

Выставка документов к 140-летию со дня рождения Д. Д. Бурлюка

8 июля в отделе искусств открылась выставка документов к 140-летию со дня рождения Давида Давидовича Бурлюка (1882–1967), легендарной личности в искусстве первой половины XX столетия. Известный художник и поэт Д. Бурлюк родился 9 июля 1882 года в Харьковской губернии. Учился в Казанском и Одесском художественных училищах, а также в Мюнхенской Королевской академии искусств, брал уроки живописи в парижской студии Ф. Кормона. В Париже он знакомится с К. Бальмонтом, Б. Борисовым-Мусатовым, М. Волошиным, О. Кругликовой, на художественной выставке в Херсоне ‒ с В. Мейерхольдом. Из Московского училища живописи, ваяния и зодчества был исключен за нежелание следовать традициям: «Титул безумца надо носить как похвалу» (Д. Бурлюк).

Основные вехи жизненного и творческого пути одного из вождей русского авангарда излагаются в ряде изданий: Э.Г. Коновалов «Новый полный биографический словарь русских художников» (Москва, 2008), Т.В. Котович «Энциклопедия русского авангарда» (Минск, 2003), художественно-публицистическом издании И. Шарова и А. Толстоухова «Художники України: 100 видатних імен» (Киев, 2007).

В начале XX века вокруг Д. Бурлюка объединяются молодые поэты и художники, которые начинают искать новые пути развития искусства, способные отображать радикальные изменения, происходящие в обществе. Создается футуристическая группа «Гилея». В футуризме приветствовалось прославление движения, энергии, скорости, передовых достижений науки и техники того времени.

В этот же период состоялась встреча Д. Бурлюка с В. Маяковским, еще не известным в литературных кругах. Примечательно, что Бурлюк, чье имя олицетворяло все новое и бунтарское в искусстве, первым разглядел в Маяковском гениального поэта, поддержал его и направил на истинный поэтический путь. Умный, эрудированный, образованный, впитавший новые веяния в искусстве, Бурлюк своей неуемной энергией и обаянием притягивал талантливых людей, помогал им развиваться.

Давид Бурлюк, как блестящий менеджер подготовил и организовал в 1910 году первую выставку «Бубнового валета» ‒ объединения молодых художников, которые пожелали преодолеть пропасть между жизнью и оторванным от нее искусством, внесли в русскую живопись буйство цвета, возвели в культ телесное, материальное. И сделали это смело, нахально, ярко. Этому очень интересному периоду в истории русской живописи посвящена монография Г.Г. Поспелова «Бубновый валет» (Москва, 1990), исследование Г.Ю. Стернина «Художественная жизнь России 1900 – 1910-х годов» (Москва, 1988), научное издание «Русский авангард 1910 – 1920-х годов и проблема экспрессионизма» (Москва, 2003).

В эти годы Давид Бурлюк становится одним из ведущих организаторов русского авангардного движения, публикует многочисленные манифесты и воззвания, организует выставки и публичные выступления.

В 1912 году Бурлюк совместно с А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым издают знаменитый манифест «Пощечина общественному вкусу» с призывом «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности». При этом бросать классиков значило видеть их классиками и хотеть пойти дальше, чем дошли они, не ненавидеть других, но предъявить себя. Выдающимся личностям русского авангарда, выставкам, проектам по изучению этого направления посвящен тематический номер журнала «Библиотечное дело» (2016. - № 16).

В начале 1910-х годов Д. Бурлюк развивает бурную издательскую деятельность, направленную на дальнейшее объединение поэтов и художников, разделяющих позиции футуризма. При его непосредственном участии печатаются сборники «Рыкающий Парнас», «Требник троих. Сборник стихов и рисунков», «Сборник единственных футуристов в мире», альманахи «Молоко кобылиц», «Дохлая луна».

Бурлюк принимает активное участие в выступлениях футуристов, диспутах, объединяя роли теоретика, поэта, художника и критика. Совершает вместе с Маяковским и Каменским большое турне по России, выступая с лекциями и чтением стихов. Футурист в поэзии, в живописи Бурлюк выступал как зачинатель и представитель неопримитивизма и кубофутуризма.

В 1915 – 1917 годах живет на Урале, занимается живописью, создает в Уфе около 200 картин. После 1920 года живет в Японии, с 1922 года – в США. Его манера письма существенно не меняется, он продолжает заниматься общественной и просветительской деятельностью. Подробная хронология русского художественного авангарда, биографических сведений о художниках и выставочном бытовании картин воссоздается в альбоме «Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях» (Москва, 1992).

Давид Бурлюк обожал экспериментировать. Он одним из первых начал использовать в своих работах коллажи – вклеенные кусочки фанеры, шестеренки, металлические пластины. Особое место в его картинах принадлежит глазам – предмету его постоянного сожаления «Женщина с четырьмя глазами», «Композиция с глазом», «Глаза». Дело в том, что в молодости художник утратил один глаз и создание множества картин, исполненных в стиле декоративных панно или витражей, объяснял тем, что теперь так воспринимает действительность.

Всю свою жизнь Д. Бурлюк активно пропагандировал эстетику футуристов, завоевав, таким образом, репутацию «отца русского футуризма».

08.07.2022 | Просмотров: 184

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей