Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Любопытное было это дарование...

Выставка документов к 235-летию со дня рождения А.А. Алябьева

Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец…
Б. Асафьев.

12 августа в отделе искусств открылась выставка документов к 235-летию со дня рождения Александра Александровича Алябьева (1787–1851), русского композитора, пианиста и дирижёра.

Александр Алябьев - основоположник национального лирического романса, музыкальной пушкинианы, камерно-инструментальной музыки, предвестник многих достижений русской композиторской школы.

В 1812 году, во время вторжения войск Наполеона в Россию, Александр Александрович добровольцем поступает на военную службу и вместе с русской армией доходит до Парижа. Служил под командованием поэта-партизана Дениса Васильевича Давыдова. Был ранен. Награжден орденами за боевые заслуги. По окончании войны А.А. Алябьев посвятил себя музыке. Вскоре он приобрел известность как автор опер, романсов, музыки к водевилям.

Наследие композитора представлено почти всеми музыкальными жанрами. Однако центральное место в нем занимает вокальная лирика – более 180 романсов и песен. Некоторые из них стали классическими. Алябьев писал романсы на стихи Жуковского, Давыдова, Козлова, Вяземского, Лермонтова, Кольцова. Двадцать два романса написаны на стихи Пушкина, из них пятнадцать при жизни поэта.

На выставке представлены работы известных музыковедов, изучавших творческую эволюцию композитора, его новаторство.

Книга музыковеда Владимира Яковлевича Трайнина «Алябьев (Ленинград, 1969), является – помимо работы Б. В. Доброхотова (1966) – единственной биографией популярного русского композитора. В повествовательной форме музыковед знакомит читателя с жизнью и творчеством Алябьева. Путь Алябьева-композитора поддается довольно четкой периодизации: начало деятельности вплоть до жизненной катастрофы, круто изменившей его судьбу, время изгнания, ставшее вопреки бесправному положению порой творческого расцвета, наконец, последние годы, когда внутренне закалившийся и созревший художник подводит итоги.

В издании Б.В. Доброхотова «Александр Алябьев: Творческий путь» (Москва, 1965), предпринята попытка систематизировать творческое наследие композитора, опираясь на изучение музыкальных рукописей. Автору книги удалось проследить становление музыкальных тем, возникновение замыслов, пути их реализации.

Книга Б.С. Штейнпресса «Страницы из жизни А.А. Алябьева» (Москва, 1956) охватывает сорок лет жизни композитора – от рождения до ссылки. В работе музыковеда особое внимание уделяется театральным и вокальным работам композитора. Дополнением к главной части работы служит публикация писем А.А. Алябьева, относящихся к периоду ссылки и к последним годам его жизни в Москве.

Исследование Б.С. Штейнпресса «Алябьев в изгнании» (Москва, 1959) является продолжением книги «Страницы из жизни А.А. Алябьева», основные главы которой доводят изложение биографии композитора как раз до периода ссылки. Первые главы дают представление о жизненном пути и творческом развитии Алябьева в годы, предшествовавшие ссылке, центральные главы – творчество в период ссылки. В приложении рассказывается об «азиатских песнях» и о сибирских песнях поздних лет.

Наибольшую популярность А. Алябьев приобрел как автор вокальных произведений, в том числе знаменитого «Соловья». Музыковед Б.С.Штейнпресс в монографии «Биография "Соловья"» (Москва, 1968)уделил внимание воспеваемой птице не только Алябьевым, но и многими другими композиторами. Образ «скитальца-соловья», «певца любви, певца своей печали» украшает стихотворения Пушкина, Байрона, Саят-Новы, музыку Глинки, Римского-Корсакова, Кюи, Балакирева, Чайковского, Шуберта, Мендельсона...

В книге Б.В. Доброхотова «А.А. Алябьев. Камерно-инструментальное творчество» (Москва, 1948) музыковед рассматривает наиболее яркие произведения композитора, в которых проявляются индивидуальные черты и необычные трактовки. К сожалению, от большинства квартетов сохранились лишь эскизы, однако по сохранившимся рукописям, можно говорить о том, что А. Алябьев на протяжении всей жизни возвращался к этому жанру и привносил в него всевозможные инвенции.

На выставке представлены многочисленные нотные издания для голоса, хора, инструментов, а также звукозаписи популярных произведений композитора в интерпретации ведущих современных музыкантов.

12.08.2022 | Просмотров: 277

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей