Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Опера К. Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда»

Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»

24 августа состоялся видеолекторий из цикла «Шедевры мирового музыкального театра», посвящённый творчеству одного из самых значительных представителей французской музыки рубежа XIX и XX веков ‒ Клоду Дебюсси.

Видеолекторий проходил в дистанционном режиме.

Ведущая программы эмоционально и содержательно представила творческую биографию французского композитора-классика.

Семья Клода Дебюсси не имела никакого отношения к музыке. Свои первые уроки мальчик начал получать в доме тёти, в Каннах, потом занятия продолжились в Париже, где отметили его выдающиеся перспективы. Десятилетнему Клоду Дебюсси выпала честь обучаться у талантливых и выдающихся педагогов: А. Мармонтеля, А. Лавиньяка, С.Франка. Наставники отмечали глубокую выразительность исполнения музыкальных произведений, его способность оживлять музыкальные образы.

Во время обучения в консерватории, Дебюсси получил бесценный опыт и набрался творческих замыслов, проведя некоторое время в русской семье. Надежда фон Мекк, богатая аристократка, пригласила его к себе по рекомендации Мармонтеля. Он давал уроки музыки её детям, а также аккомпанировал ей самой. Главной ценностью для композитора был доступ к огромному количеству нотных тетрадей с самыми разными произведениями, которые Надежда Филаретовна предоставила ему в распоряжение, и Клод имел возможность познакомиться с русскими классиками и современниками.

Клод Дебюсси был увлечён символизмом, посещал кружок французских поэтов под предводительством Стефана Малларме. Так, под впечатлением от поэзии символистов, были написаны романсы на стихи Бодлера, Верлена, Луиса.

В фортепианных произведениях Дебюсси добился максимально выразительных, изящных оттенков, раскрыл новые тональности инструмента. Образы, задуманные композитором, были настолько реалистично выражены, проявляясь в ярких звуках, переливающихся, словно мазки на холсте импрессиониста. Однако сам композитор противился сравнению себя с импрессионистами, считая себя символистом.

Композиторское наследие включает в себя не только сочинения для фортепиано, вокальные произведения. Из-под пера мастера вышли струнные квартеты, сюиты, симфонии. Истинной жемчужиной раннего периода работы Дебюсси стала опера «Пеллеас и Мелизанда».

Клод Дебюсси был не только гениальным композитором, талантливым пианистом, но и известным музыкальным критиком. Он написал книгу «Господин Крош – антидилетант», в которой собрал свои лучшие критические статьи, а также сформировал собственный взгляд на искусство, его источники, а также основные цели и задачи.

Закат своей жизни Дебюсси проводит в постоянных выступлениях, концертах, а также в реализации творческих планов. Популярность его в Европе росла, а Россия, где он когда-то впечатлился Мусоргским и Римским-Корсаковым, также приняла его радушно и с большой любовью – он давал концерты в Москве и Санкт-Петербурге.

Гостям мероприятия было предложено прослушать оперу «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси на либретто Мориса Метерлинка. Это единственная полностью завершённая опера композитора, однако она была одним из главных сочинений в его творчестве.

Открыв окно, Мелизанда выпустила на волю всю современную музыку,-

очень точно заметил Андре Мессаже, друг композитора, дирижировавший премьерой оперы.

Дебюсси сформулировал новую концепцию оперы.

В идеале было бы две связанные мечты. Нет времени, нет места. Нет большой сцены [...] Музыка в опере слишком преобладает. Слишком много пения, а музыкальное оформление слишком громоздкое [...] Моя идея - короткое либретто с подвижными сценами. Никаких дискуссий или споров между персонажами, которых я вижу во власти жизни или судьбы,-

писал он в письме к Эрнесту Гиро в 1890 году.

Только когда Дебюсси открыл для себя новые символистские пьесы Мориса Метерлинка, он нашел форму драмы, которая отвечала его идеальным требованиям к либретто. Произведение очень необычно и едва ли найдётся подобное, когда либо ставившееся на французской сцене. Для Дебюсси было важно, чтобы певцы, которые будут исполнять оперу, чувствовали себя максимально органично в своей роли, могли передать мистическую атмосферу метерлинковской истории о сказочной средневековой стране. В импрессионистической по духу партитуре Дебюсси нет виртуозных партий, найдется всего несколько мелодий, которые можно было бы напеть. Но внимание слушателя удерживается благодаря таинственной истории и выразительным интерлюдиям.

Беседу дополняла выставка печатных и электронных изданий, посвящённая творчеству композитора. На ней представлены книги о жизни и творчестве Клода Дебюсси, нотные издания, а также CD-диски и грампластинки.

25.08.2022 | Просмотров: 272

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей