Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Создатель искусства фотографии

Выставка документов к 230-летию со дня рождения Луи Дагера

14 ноября в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная 230-летию со дня рождения Луи Дагера (1787–1851), французского художника, химика, изобретателя. Луи Дагеру принадлежит практическая разработка первого способа прочного закрепления изображений, полученных при помощи света, посредством камеры-обскуры, то есть изобретение фотографии.

Луи Жак Манде Дагер родился во Франции 18 ноября 1787 года. Обнаружив у сына интерес и талант к рисованию, а также желая подготовить его к какой-нибудь свободной профессии, родители определили двенадцатилетнего Луи в Орлеанскую рисовальную школу, а через четыре года отдали в обучение к художнику-декоратору Дегатти. Выбор профессии оказался успешным: Дагер проявил особенное понимание перспективы и освещения, у него развился художественный вкус, он стал писать декорации для парижских театров. Однако эта работа мало удовлетворяла Дагера, не давая достаточно широкого и специального применения его искусству.

Он предпочел заняться изготовлением красочных видовых панорам, которые размещались в просторных, зачастую специально сооруженных залах, и были в те годы излюбленным массовым зрелищем жителей больших европейских городов. В сотрудничестве с другими художниками молодой Дагер писал грандиозные панорамы Рима, Неаполя, Афин, Иерусалима и других исторических мест, пользовавшихся популярностью у туристов, которые за скромную входную плату получали возможность ознакомиться с прославленными памятниками старины, не выезжая из своего родного города.

С многогранной художественной деятельностью одаренной личности читателей знакомит раритетное издание «Дагер, Ньепс, Тальбот: популярный очерк об изобретателях фотографии» (Москва, 1938).

Дагер вместе со своим коллегой Шарлем Луи Бутоном создавал чрезвычайно успешные диорамы в Париже и Лондоне. Диорамами называли выставки живописных видов с разнообразными эффектами, которые достигались с помощью изменения освещения. Дагер писал маслом иллюзионистские картины, которые использовал при показе с помощью камеры-обскуры, а его увлечение оптическими иллюзиями диорам вскоре привело к экспериментам с фотографией.

В 1829 году Дагер начал сотрудничать с изобретателем и исследователем Жозефом Несифором Ньепсом (1765–1833), которому принадлежит честь создания первой постоянной фотографии, или «гелиографии». Именно Ньепс является автором самого первого сохранившегося снимка «Вид из окна в Ле-Гра». Редкое академическое издание «Документы по истории изобретения фотографии: переписка Ж.Н. Ниепса, Ж.М. Дагерра и других лиц» (Москва; Ленинград, 1949) содержит материалы архива семьи Ниепс.

Публикуемые документы проливают свет на творческую деятельность и взаимоотношения изобретателей фотографии, позволяя познакомиться с путями, которыми шла их творческая мысль, и с методами претворения их замыслов в жизнь. Дагер на протяжении десятилетия экспериментировал вместе с Ньепсом и его сыном Исидором, и в январе 1839 года Французская академия наук опубликовала сообщение об изобретении процесса дагеротипии. Впоследствии с изобретением стали ассоциировать имя одного Дагера. «Дагеротипомания» захватила Европу, и именно дагерротипы (первые позитивы на посеребренных пластинках) стали первым способом получения фотоснимков во всем мире. По иронии судьбы сам Дагер постоянно отказывался позировать для портрета.

Современное фундаментальное издание «История фотографии: с 1839 года до наших дней: собрание Дома Джорджа Истмена» (Москва, 2010) содержит увлекательную информацию о хранящемся в собрании Дома Истмена раннем фотографическом портрете Дагера – дагерротипе 1844 года, выполненном Жаном-Батистом Сабатье-Бло. Судя по всему, снимаемый с нетерпением ожидал окончания позирования, и все же фотограф сумел передать сходство, используя изобретение Дагера, чтобы обессмертить его облик. Книга Й.Х. Смита «Главное в истории фотографии» (Москва, 2018) доступно и лаконично объясняет, как, почему и когда некоторые фотографии, действительно, изменили мир.

С момента появления фотографии интерес к ней не проходит. Она окружает нас, сопровождает всю жизнь. Книга А.П. Попова «Из истории российской фотографии (Москва, 2020) раскрывает наиболее значимые моменты развития отечественной фотографии, а уникальные высокохудожественные издания Т.Н. Шиповой «Московские фотографы. (1839–1930). История московской фотографии» (Москва, 2012) и Татьяны Сабуровой «Русское фотографическое общество в Москве. (1894–1930) (Москва, 2013) знакомят с работами выдающихся мастеров русской светописи различных творческих направлений и жанров.

Начинающие, опытные и профессиональные фотографы найдут в экспозиции выставки ценные современные книги с мастер-классами, сотнями подсказок, идей и советов, проиллюстрированных примерами впечатляющих фотографий.

14.11.2022 | Просмотров: 233

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей