Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Основоположник французской оперы

Беседа-обзор к 390-летию со дня рождения Ж.-Б. Люлли

26 ноября в отделе искусств состоялась беседа-обзор для индивидуальных посетителей, посвященная творчеству французского композитора, скрипача и дирижёра Жана-Батиста Люлли (1632–1687) .

Сотрудники отдела на основе изданий из фонда библиотеки рассказали посетителям о насыщенном жизненном пути и творческой биографии композитора.

Жан-Батист Люлли – французский композитор итальянского происхождения. Настоящее имя – Джованни Баттиста Лулли. Композитор занял выдающееся место в искусстве Франции XVII-XVIII веков, став основоположником французского оперного и балетного театра.

Люлли начал свою деятельность как скромный музыкант в знатной семье и вскоре стал придворным композитором французской королевской семьи. Выдающиеся музыкальные способности, а также сила воли и проницательный ум позволили ему добиться исключительного положения при дворе. Он был автором многочисленных комедий-балетов, исполнявшихся при дворе Людовика XIV.

Жан-Батист Люлли написал 16 опер, за которыми прочно утвердилось наименование «лирических трагедий». Эти оперы являются ярчайшим проявлением французского музыкального классицизма. Либретто для большинства опер Люлли написал один из видных французских драматургов Филипп Кино. «Лирические трагедии» Люлли пользовались большой популярностью во Франции и Германии.

С творчеством французского композитора знакомят словарь-справочник «Старинная музыка» (Ленинград, 1974) и издание «Опера. Иллюстрированная энциклопедия» (Москва, 2006)

В сотрудничестве с создателем французской реалистической комедии Жаном Батистом Мольером, композитор создал более 10 комедий-балетов, среди которых «Версальский экспромт», «Брак поневоле» и «Мещанин во дворянстве».

С особенностями становления музыкального театра во Франции знакомит книга Ж. Монгредьена «Повседневная жизнь комедиантов во времена Мольера» (Москва, 2008) и издание В.Н. Брянцевой «Французская комическая опера XVIII века» (Москва, 1985)

Перу Люлли также принадлежат оперы-балеты, дивертисменты, инструментальные пьесы, арии, хоровые произведения и т.д.

Французский композитор прослыл новатором в оперном и балетном искусстве, чем повысил профессиональный уровень музыкального оформления спектаклей. Главным художественным нововведением в оперном жанре стало использование особого вокально-речитативного стиля. Не подражая итальянской опере, Люлли взял за основу пения одну из национальных художественных особенностей Франции  декламацию, закрепившуюся во французской драматургии.

В одном из своих первых балетов «Альцидиана» композитор впервые ввел «французскую увертюру» ‒ новый тип увертюры, ставшей неповторимой чертой национальной музыкальной школы. Также впервые в истории композитор включает в оркестр трубы и гобои, и предоставляет право женщинам танцевать на сцене. Как известно, до этого момента участвовать в спектаклях имели право только мужчины.

Более подробно о наследии композитора можно узнать из издания французского писателя и драматурга Ромена Ролдана «Музыкально-историческое наследие. Вып.2» (Москва, 1987) и сборника статей «От Люлли до наших дней» (Москва, 1967).

Беседу-обзор сопровождала выставка документов, посвященных жизни и творчеству знаменитого композитора, а также нотные издания его лучших произведений.

26.11.2022 | Просмотров: 297

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей