Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Он оставил после себя образ весны и молодости (Луи Арагон)

Выставка документов к 100-летию со дня рождения Жерара Филипа

1 декабря в отделе искусств открылась выставка документов, посвященная жизни и творчеству Жерара Филипа (1922–1959), французского актёра театра и кино, обладателя премии «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Работая как в театре, так и в кино, он до своей ранней смерти был одной из главных звезд послевоенного периода. Его образ остался юношеским и романтичным, что сделало актера одной из икон французского кинематографа.

Жерар Филип сыграл больше 30 ролей в кино, но у многих поклонников до сих пор ассоциируется с Фанфаном Тюльпаном.

Будущий актер родился во Франции, в Каннах, 4 декабря 1922 года. Отец – Марсель Филип, бывший адвокат, владел крупными земельными угодьями в Провансе и небольшой гостиницей в Грассе. Мать, Мину Филип, происходила из семьи пражского булочника. Миссис Филип занимала особенное место в жизни сына, она была ему верным другом и помощником.

Все складывалось счастливо в жизни Ж. Филипа. Добрые, внимательные родители, дружная семья. Отец мечтал о том, чтобы сын продолжил семейную традицию и стал адвокатом, но Жерар увлекся киноискусством.

Широкую известность начинающий актер приобрел благодаря пьесе «Калигула» Альбера Камю. Спектакль стал событием в театральной жизни французской столицы. Марлен Дитрих, посетившая спектакль, была от него в восторге. Она убеждала Филипа посвятить себя кино: «Романтизм в театре – дело прошлое, а в кино – будущее. С вашими данными, Жерар, на экране можно делать чудеса».

Подробная биография прославленного французского киноактера представлена в книге «Жерар Филип. Воспоминания, собранные Анн Филип» (Ленинград–Москва, 1962). В издании помещены заметки тех, кто знал и любил Жерара Филипа, кто работал с ним и разделял его судьбу. Их воспоминания воссоздают удивительный портрет артиста, человека-легенды.

Первой крупной ролью Жерара в кино был князь Мышкин в экранизации романа Федора Достоевского «Идиот». В том, что молодой актер справится с такой серьезной ролью, многие сомневались. Но после премьеры кинокритики признали его одним из лучших актеров современности.

Другим знаменитым фильмом с участием Жерара стала лента «Большие маневры», приобретшая популярность в СССР. В 1955 году она получила национальный французский приз сценариста и критика Луи Деллюка, благодаря выдающейся игре актера и его партнерши Мишель Морган.

Лучше всего Жерар Филип выглядел в кино в амплуа романтического героя. Он являл собой олицетворение силы и мужественности. В каждую роль актер вносил что-то новое, старался, чтобы образ был свежим, характер неповторимым. Сценаристы специально для него писали роли, но он брался за них лишь в том случае, если облик героя вводил его в новый мир, доселе ему не известных чувств и обстоятельств.

Жерар Филип стал невероятно популярен во всем мире после выхода на экраны фильма «Фанфан-тюльпан». Исполнители главных ролей: 30-летний Жерар Филип и итальянская актриса Джина Лоллобриджида – стали кумирами миллионов зрителей по всему миру.

В книге Геннадия Шмакова «Жерар Филип» (Ленинград, 1974) из серии «Жизнь в искусстве» рассказывается о жизни легендарного актера, широко известного по фильмам «Красное и черное», «Пармская обитель», «Большие маневры», «Монпарнас 19». Творчество актера освещается на фоне развития французского искусства 40–50-х годов XX века.

Филипа любили во всем мире. В Японии его называли Самураем весны, в России – Фанфаном, во Франции – Принцем сердец и Ангелом.

Филип ушел из жизни в возрасте 36 лет, однако его имя навсегда вошло в историю киноискусства. Он успел сыграть современников и героев классического репертуара, среди которых Жюльен Сорель, Уленшпигель, князь Мышкин, Калигула, Мефистофель, принц Гамбургский и Ричард III, и всегда покорял зрителей не только своим мастерством, но и своей личностью, своим необыкновенным обаянием.

Узнать о легендарной фильмографии Жерара Филипа можно из статьи кинокритика Александра Брагинского в сборнике «Актеры зарубежного кино», выпуск 3 (Москва, 1968).

Поклонников французского кино также заинтересует современное историко-теоретическое исследование Владимира Виноградова «Стилевые направления французского кинематографа» (Москва, 2019), в котором большое внимание уделено особенностям французского кино 40–60-х годов XX века.

01.12.2022 | Просмотров: 298

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей