Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Художественные парадигмы Клода Дебюсси

Лекция к 160-летию французского композитор, пианиста, дирижера

2 декабря в отделе искусств в дистанционном формате состоялась лекция Н.Л. Биджаковой, кандидата искусствоведения, доцента, профессора кафедры струнно-смычковых инструментов, камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки ГБУ ВО «Донецкая государственная музыкальная академия имени С.С. Прокофьева».

Наталия Леонтьевна посвятила беседу одному из самых значительных представителей французской музыки рубежа XIX и XX веков Клоду Ашилю Дебюсси. Он один из когорты композиторов, которые открывали в этот исторический период – период модерна в искусстве – дорогу новым художественным направлениям в искусстве XX столетия.

Лектор обратила внимание слушателей на ключевые моменты биографии композитора, такие как воспринятая в детстве традиция в обучении игре на фортепиано, восходящая к педагогике Шопена и поступление в десятилетнем возрасте в Парижскую консерваторию. Большую роль в формировании образа мыслей композитора сыграла художественная среда, общение в артистическом салоне Эрнеста Шоссона со знаменитыми музыкантами, писателями, художниками, поэтами.

Наталия Биджакова подробно остановилась на факторах, повлиявших на формирование художественного мышления композитора, отметив, что корни формирования творческого стиля Дебюсси, его музыкального языка явно просматриваются в русской музыке. Он хорошо был знаком с музыкой русских композиторов – Чайковского, Бородина, Балакирева, Мусоргского, Римского-Корсакова и с восхищением отзывался о ней. Особое влияние на него оказало творчество Модеста Мусоргского и французского поэта Стефана Малларме.

Дебюсси считается главным представителем импрессионизма в музыке, так как современникам его музыка напоминала картины художников-импрессионистов Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Гогена и др. Интересно, что сам композитор не признавал связи с художественным течением импрессионизма. В музыковедении считается, что музыкальный импрессионизм начался с оркестровой прелюдии Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», принесщей композитору первый настоящий успех. Используя яркий иллюстративный материал, аудио и видеозаписи Н.Л. Биджакова охарактеризовала это знаковое произведение как сочинение, находящееся скорее в русле символизма. Завершающей эмоциональной точной стал показ одноактного балета «Послеполуденный отдых фавна», из репертуара Русских сезонов Сергея Дягилева, в хореографии Вацлава Нижинского и современном исполнении Николая Цискаридзе.

Присутствовавшие в отделе искусств преподаватели музыкальных школ, студенты (по скайпу), любители искусства поблагодарили Н.Л. Биджакову за познавательную и увлекательную лекцию, выразили надежду на новые встречи и с интересом ознакомились с многочисленной литературой о творчестве Клода Дебюсси и выдающихся исполнителей его необыкновенной музыки.

03.12.2022 | Просмотров: 305

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей