Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Моцарт. Волшебная флейта. Фильм Ингмара Бергмана

Видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра»

14 декабря в отделе искусств в дистанционном формате прошел видеолекторий «Шедевры мирового музыкального театра», посвященный опере В.А. Моцарта «Волшебная флейта» в интерпретации одного из величайших кинорежиссеров авторского кино Ингмара Бергмана.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) всегда мечтал создать национальную оперу, которая исполнялась бы на немецком языке. Незадолго до смерти ему удалось воплотить свои идеи и задумки в реальность – он сочинил оперу-сказку «Волшебная Флейта». Она написана в жанре «зингшпиль», что переводят как «народная песня». Либретто для оперы написал близкий друг Моцара - Эмануэль Шиканедер (1751-1812), использовав для оперы сюжет мистической сказки Виланда «Лулу, или Волшебная флейта». Шиканедер обработал этот сюжет в духе популярных в то время народных феерий, полных экзотических чудес.

Моцарт, вдохновленный сюжетом друга, написал оперу «Волшебная флейта» за пять месяцев, премьера состоялась 30 сентября 1791 года в Венском театре «Ауф дер Виден». Сам маэстро дирижировал оркестром, в то время как либреттист Шиканедер спел роль Папагено. Известно, что опера сразу полюбилась публике, а за 200 с лишним лет, прошедших с момента ее создания, популярность только растет.

Интересно, что композитор и автор сюжета состояли в масонской ложе. В 18 веке масонство было прогрессивным явлением. Входящие в это братство поэты, музыканты, художники стремились развивать национальное искусство, вдохновлялись идеалами равенства, братства людей, верой возможность нравственного совершенствования человека. Моцарт писал много произведений, пронизанных масонской тематикой, в основном это торжественные хоры, но самым значительным произведением считается «Волшебная флейта».

Замысел оперы отражает идеалы Эпохи Просвещения, веры в свободу, прогресс, торжество света и разума. Наивный Сюжет щедро наполнен мистической символикой.

В опере показано противостояния тьмы - Царица ночи, и света – жрец Зарастро.

Между светом и тьмой, оказывается принцесса Памина – дочь Царицы Ночи. Между солнечным царством и царством ночи мечется принц Тамино, ищущий истину и приходящий к ней через ряд испытаний. Еще один, может быть, самый важный персонаж оперы — сама волшебная флейта, звуки которой защищают и не дают героям сбиться с пути…

Через всю оперу проходит символика числа три (три феи, три гения, 3 храма, три мальчика и т.д.).Этот символ «3» есть и в музыке— тройной аккорд в увертюре повторяется три раза.

Ну и конечно, основная идея оперы в том, что путь к счастью лежит через преодоление трудностей и испытаний. Примечательно, что при всей наивности сюжета он рассчитан на разный уровень восприятия.

Лишь бы основной массе зрителей доставило удовольствие очевидное, а от посвященных не укроется высший смысл, —

сказал о «Волшебной флейте» Гете.

В России впервые опера «Волшебная флейта» была поставлена немецкой труппой в 1797 в Петербурге. На русской сцене - в 1818 году в Мариинском театре. Крупным событием явилась постановка оперы в 1906 в Большом театре.

Моцарт считал «Волшебную флейту» своим лучшим произведением.

Но что меня радует больше всего - это немое одобрение! -

напишет Моцарт жене после первых представлений "Волшебной флейты".

Это «немое одобрение» неведомых зрителей, радовавшее Моцарта, мы видим с первых кадров фильма «Волшебная флейта» Ингмара Бергмана (1918-2007). Режиссер даёт в начале ленты планы зрительного зала, где присутствует сам, как и его постоянный оператор Свен Нюквист. На увертюре камера оператора скользит по лицам зрителей, показывая людей всех возрастов и рас: негров, индусов, азиатов, то есть - все человечество внимает Моцарту, а позже вставляет кадры непосредственной реакции публики на происходящее действие. Фильм получился стилизованно-наивным и сказочным, благодаря чему рождается ощущение встречи с магией высокого искусства.

Идею постановки оперы «Волшебная флейта» Бергман вынашивал с детства. С тех пор, когда впервые увидел оперу в Королевском театре Стокгольма, он мечтал поставить ее в театре эпохи барокко. Эта мечта осуществилась в телевизионном проекте. Применив прием "театр в театре", режиссер снял фильм, передающий атмосферу оригинальной постановки 1791 года, которая разыгрывается перед современной аудиторией. Камера следит за реакцией зрителей, периодически выхватывая отдельные лица, но большей частью фильм состоит из крупных планов певцов, исполняющих оперу на шведском языке.

Стихия колдовского зрелища с изумительными мелодиями завораживает не только поклонников оперы, но и обычных неподготовленных зрителей, среди которых мы видим милую и доверчивую скандинавскую девочку, с интересом воспринимающую волшебную сказку.

Фильм имел большой успех. На телевизионной премьере в канун Нового 1975 года фильм собрал треть населения Швеции, а в кинотеатрах он вызвал "столпотворение в кассах по всему миру" и привел в восторг многих критиков. Эта экранизация считается одним из самых успешных оперных фильмов, когда-либо снятых.

Читатели отдела искусств после возобновления очного обслуживания смогут познакомиться с изданиями, в которых известные музыковеды Г. Аберт, И. Соллертинский, Е. Берлянд-Черная и другие подробно анализируется гениальную оперу В.А. Моцарта, послушать и посмотреть ее в записях на виниловых, CD и DVD дисках в исполнении выдающихся певцов современности.

15.12.2022 | Просмотров: 258

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей