Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Костюмированные гуляния и маскарады в России

Клуб имени И. Яхно к Новому году и Рождеству Христову

23 декабря состоялась дистанционная встреча в клубе по изучению народных традиций им. И. Яхно, посвященная традиции празднования Нового года и Рождества Христова.

Рождество и Новый год в России является самым долгожданным и любимым праздником, как у взрослых, так и у детей.

Ведущая программы Елена Груздева напомнила участникам встречи, что на Руси наступление нового года в древние времена связывалось с окончанием зимы. После Крещения Руси приход нового года отмечали 1 марта, что было связано с началом полевых работ, а позже — 1 сентября, когда начинался сбор урожая. Праздновать Новый год 1 января в России начали только с 1699 года. Царь Петр I издал указ, по которому наступление нового года начали отмечать 1 января. С тех пор в царской России было заведено устраивать шумные гуляния и роскошные новогодние балы.

Изначально традиция карнавала в России пошла от святочных масленичных гуляний и национального фольклора. Карнавальные костюмы для взрослых и детей были близки к обычным праздничным. На Руси народ развлекали скоморохи, певцы и музыканты.

Помимо утверждения даты, царь еще и дал указания относительно того, как следует праздновать. В частности, люди должны обмениваться поздравлениями, наряжать елки, радовать детей и проводить время в семейном кругу. В это же время он распорядился, чтобы во время празднования люди рядились в различные наряды. Обычно наряды были тематическими, в стилях разных эпох.

При императрице Анне Иоанновне подобные костюмированные увеселения сменились балами-маскарадами. Во времена правления Елизаветы Петровны российские балы-маскарады прогремели по всей Европе благодаря своему размаху. Императрица любила переодеваться, надевать маску и являться в гости к людям, которые и не догадывались, что за обличием незнакомки скрывается сама правительница.

С течением времени маскарады все более и более приживались в России, и стали одним из любимых развлечений императорской семьи.

Интересно, что карнавалы в XVIII–XIX веках имели просветительские черты, и носили преимущественно придворный характер, а простые люди могли участвовать в празднествах только как зрители, а иногда и вообще не допускались на мероприятия такого рода.

XIX век стал золотым веком маскарадов. Маскарады начинались на Святках и длились до Масленицы. В это время проходили не только пышные общественные маскарады, но и камерные, домашние. Особенно любила устраивать карнавалы творческая интеллигенция: актеры, музыканты, художники. На костюмированное торжество могли за умеренную плату попасть самые разные люди. Новогодние балы обычно проводили в период с конца декабря по Масленицу. К маскараду тщательно готовились, а костюмы заказывали у лучших портных и художников.

Конец XIX – начало XX века — время расцвета костюмированных балов в России. Маскарады «серебряного века» устраивали в императорских резиденциях, дворцах знати, артистической и художественной среде. Их посвящали историческим темам и литературным произведениям, культуре Востока и Западной Европы, сюжетам из прошлого России и сказочным героям.

Участники встречи узнали, что изображение карнавального веселья часто встречается в творчестве художников мира. Живопись не осталась в стороне от весёлого народного праздника. Особенно часто мастера кисти писали Венецианский карнавал, хотя известны картины других маскарадов и карнавалов, которые проходили и проходят в разных странах. Тема карнавала особенно было популярна для живописи XVIII-XIX веков.

Волшебство карнавала изображали на полотнах Василий Иванович Суриков «Маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф Ромадановского», Александр Николаевича Бенуа «Карнавал на Фонтанке», Зинаида Евгеньевна Серебрякова «Катя в голубом у елки», Константин Андреевич Сомов «Арлекин и дама».

В XIX веке в маскарадах участвовали и дети. Один из таких карнавальных образов запечатлел на картине «Дети в маскарадных костюмах» Борис Кустодиев. Он изобразил собственных детей Ирину и Кирилла в костюмах дамы и кавалера рубежа XVII–XVIII веков.

Гостья программы донецкая певица Татьяна Букаева рассказала, что простой люд, не имеющий доступа на балы и маскарады, проводил новогодние и Рождественские праздники на ярмарках. Там можно было найти не только торговые ряды, но и потешные балаганы, карусели, фокусников, фейерверки и другие развлечения.

Татьяна Витальевна показала свой новогодний портрет «Карнавал», написанный читателем отдела искусств, донецким художником Василием Федоровичем Бедой. Работа мастера олицетворяет радость, улыбки и приближение новогодних чудес.

В завершение мероприятия сотрудники отдела искусств поздравили читателей библиотеки с наступающими Новогодними праздниками и пожелали всем крепкого здоровья, мирного неба и вдохновения для творчества. «Пусть этот замечательный праздник подарит радость, приятные встречи, теплую семейную обстановку, близкое общение с родными», - подытожила ведущая программы Елена Груздева.

24.12.2022 | Просмотров: 259

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей