Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского - символ Новогоднего волшебства

Видеолекторий к Новому году и Рождеству Христову

28 декабря в отделе искусств состоялся виртуальный видеолекторий из цикла «Шедевры мирового музыкального театра», посвященный самому сказочному и новогоднему произведению Петра Ильича Чайковского - балету «Щелкунчик».

Один из величайших композиторов в истории музыки создал балет-феерию «Щелкунчик» в последние годы своей жизни. К этому времени композитор уже был автором опер, симфоний, камерных произведений и двух замечательных балетов — “Лебединое озеро” и “Спящая красавица”.

Во вступительной беседе библиотекарь Елена Груздева рассказала любителям музыкального тетра, что в этом году исполняется 130 лет с момента выхода в свет этого хореографического шедевра. В нем сосредоточено все самое теплое: рождественская елка, беззаботное детство, магия волшебства. Недаром просмотр великолепного праздничного балета уже давно стал новогодней традицией.

Премьера спектакля состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре. Подготовка к постановке длилась два года: создать балет по сказке немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» Петру Ильичу Чайковскому в 1890 году предложили директор Императорских театров Иван Александрович Всеволожский и балетмейстер Мариус Петипа. Чайковский работал над созданием балета старательно, сначала он изложил свою задумку на бумаге, и только после этого начал сочинять музыку. Балет «Щелкунчик» занимает в творчестве композитора особое место, так как является новаторским. Эта премьера стала началом большой традиции, когда во «взрослом» балете на сцену выходят юные танцовщики.

Гостья встречи донецкая певица Татьяна Букаева рассказала интересный факт о балете: именно в «Щелкунчике» впервые прозвучал редкий ударный музыкальный инструмент челеста. Его Чайковский заказал из Франции специально для своей постановки. Челеста звучит в знаменитом «Танце феи Драже». Она подражает «звуку падающих капель».

Постановка обычной детской сказки принесла большой успех, как автору произведения, так и постановщикам балета. А история Щелкунчика и по сегодняшний день пересказывается на различный лад авторами спектаклей и балетов, порождая множество хореографических версий.

Интересно, что описанный в сказке Щелкунчик — это одновременно игрушка и столовая утварь для колки орехов. Такие фигурки под названием Nussknacker были распространены в Германии и Австрии с XVIII века. Согласно содержанию немецкой легенды, щелкунчики приносят удачу и оберегают дом.

Сотрудник библиотеки рассказала любителям музыкального театра о многочисленных постановках балета, хореографах и солистах.

В 1919 году по-новому интерпретировать «Щелкунчика» решился балетмейстер Александр Горский на сцене московского Большого театра. Постановка, появившаяся в разгар революционных событий, прожила недолго.

В Петербурге в 1923 году появилась оригинальная авангардная версия спектакля от балетмейстера Федора Лопухова.

В 1966 году в Большом театре состоялась премьера спектакля Юрия Григоровича, в котором хореограф создал настоящий сказочно-философский балет, искренний и мудрый, красивый и добрый. Спектакль, поставленный Юрием Григоровичем, считается одним из лучших в мире.

У читателей отдела искусств особой любовью пользуется спектакль 1978 года в постановке Юрия Григоровича с выдающимися солистами Большого театра - Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым в главных партиях.

Непревзойденный балет в постановке Ю. Григоровича и по сей день, остается самым популярным спектаклем.

Посмотреть балет «Щелкунчик» в исполнении выдающихся танцоров XX можно будет индивидуально в отделе искусств после возобновления очного обслуживания читателей.

Одна из участниц встречи поделилась своими теплыми воспоминаниями о посещении балета «Щелкунчик» в постановке Московского Государственного театра «Русский балет» в 2007 году. Театр выступал на гастролях в Донецке. Спектакль показали на сцене Донецкого театра оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко.

В завершение видеолектория участники мероприятия отметили, что в «Щелкунчике», как и во многих других сочинениях Петра Чайковского, находят отражение жизненные идеалы самого композитора. В центре внимания детская душа, открытая для всего доброго и сказочного, стремление обрести любовь и гармонию, традиционная борьба добра со злом и обязательная победа светлых сил.

28.12.2022 | Просмотров: 473

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей