Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

На экране – герой А.П. Чехова: художественный фильм «Цветы запоздалые»

Киноклуб «Верность» к 85-летию со дня рождения Александра Лазарева

17 января состоялась новая программа киноклуба «Верность».

Программа проходила в дистанционном режиме. На предложение выйти на связь по скайпу с радостью откликнулась наша активная участница Лариса Федорченко, проживающая в Ростове-на-Дону. К верным друзьям киноклуба она обратилась со словами приветствия и пожеланиями здоровья, счастья, удачи и всем дончанам- мира!

Озвучивая тему программы, ее ведущая Наталия Коротких напомнила, что 3 января отмечалась знаменательная дата 85-летия со дня рождения Александра Сергеевича Лазарева, известного актера театра и кино, народного артиста РСФСР. Он оставил после себя светлую память, продолжение в жизни и профессии — сына-актера Александра Лазарева-младшего и внучку Полину, успешно работающих в кино и на театральной сцене. Вторая половинка Александра Лазарева – Светлана Немоляева, с которой была прожита счастливая жизнь, с которой вместе служили в Московском театре имени В.В. Маяковского. Он стал единственным театром в творческой судьбе Александра Сергеевича Лазарева, в котором актер прослужил более 50-ти лет. На его сцене Лазарев сыграл практически весь классический репертуар – от Шекспира и Гоголя до Островского и Булгакова.

Ведущая осветила выдающиеся работы актера в театре. Это образ Виктора в «Иркутской истории» Алексея Арбузова, Дон Кихот в спектакле «Человек из Ламанчи» Дейла Вассермана, генерал Хлудов в «Беге» Михаила Булгакова.

О спектакле «Бег» в публикации «Когда мы соединились, было понятно, что это на всю жизнь» («Караван» – 2022. – №11) рассказала Светлана Немоляева. По ее словам, роль Хлудова - это была абсолютно роль Александра Лазарева. Она идеально совпадала с его актерской природой. Александр Сергеевич с увлечением работал над образом Хлудова. Судьба Якова Слащева, который стал прототипом Хлудова, Лазарева захватила. Актер читал и знал о своем герое, кажется, все. В связи с зависимостью в актерской профессии, Немоляева в публикации объяснила позицию Александра Лазарева, с которой и она всегда была солидарна. Александр Сергеевич не был актером, который про себя все понимает и знает себе цену. Самоуверенность в актерской профессии – пагубная вещь. Основа актерского существования – это сомнения в себе. Имея грандиозный успех и в театре, и в кино, Александр Лазарев был подвержен сомнениям и самоанализу.

Обратившись к работе Александра Лазарева в кино, ведущая напомнила самые известные фильмы с участием актера: «Вызываем огонь на себя», «Хождение по мукам», «Бархатный сезон», «Через тернии к звездам», «Демидовы», «Берегите мужчин!». В мелодраме Петра Тодоровского «По главной улице с оркестром» Александр Лазарев сыграл целое социальное явление – карьериста под каблуком у жены. Всенародное признание и известность Лазареву принесла картина Георгия Натансона «Еще раз про любовь». Его герой – Электрон Евдокимов влюбил в себя всех женщин Советского Союза. Лазарев создал образ физика – современного ученого, ироничного человека, способного и совершать научные открытия, и дружить, и любить.

Для просмотра и обсуждения любителям киноискусства был предложен художественный фильм «Цветы запоздалые» – экранизация одноименной повести А.П. Чехова.

В связи с экранизацией Чехова, перед кинематографом всегда встает непростая задача: обратить внимание на все те важные детали, что являются ключевыми. Ведь если опираться только на сюжет и описания автора, то теряется суть, исчезает психологическая основа, которая сплетена из важнейших деталей, в которых – весь А.П. Чехов, –

выразила Наталия Коротких.

Глубокий анализ художественного фильма выдающегося кинорежиссера Абрама Матвеевича Роома «Цветы запоздалые» и образа доктора Топоркова в воплощении Александра Лазарева сделала Лариса Федорченко.

Выбор повести «Цветы запоздалые» для экранизации интересен тем, что в творчестве А.П. Чехова это произведение знаковое, особая ступень к зрелой литературе. Темы и образы раннего произведения еще получат свое развитие. Основные проблемы, интересующие писателя, в этой повести уже намечены. Кинолента Роома заслуживает внимания уважительным отношением к творчеству классика, смелостью вступления в диалог с автором, стремлением высказаться на извечно волнующие темы, –

пояснила Лариса Ивановна.

Большое внимание она уделила трактовке Роомом произведения Чехова. Режиссеру важно было показать отношение к меркантильности как преграде к счастью. Но вовсе не любовь к деньгам лишила героя Александра Лазарева – доктора Топоркова души, а тот мир мещанской пошлости, затянувший доктора в свое болото, против которого всегда протестовал Чехов. Топорков стал медицинским светилом, но способность освещать утеряна, страстный огонь души угас. Получив вместе с деньгами и самые широкие возможности, Топорков заплатил за это способностью чувствовать, развиваться. Герой Лазарева потерял себя как личность. Поэтому мотив безответной любви в фильме Роома не основополагающий. Это вспомогательная линия для более трагичной ситуации – гибели человеческой души.

По словам Ларисы Федорченко, роль доктора Топоркова очень подошла Александру Лазареву. Это попадание в образ – и внешнее, и по стилю игры всегда неторопливого, эмоционально сдержанного артиста внутренней динамики и страсти. Александр Лазарев вместе со своим героем в фильме «Цветы запоздалые» психологически точно и убедительно проходит путь от меркантильного, закованного в броню, доктора до человека, открытого живому чувству, способного глубоко и самоотверженно любить.

Спасибо Вам, Александр Сергеевич, за Вашу жизнь в искусстве большого Артиста и прекрасного Человека!

18.01.2023 | Просмотров: 307

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей