Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация
Поиск:

К архиву новостей

Вячеслав Тихонов – актер душевной природы и духовной сути

Киноклуб «Верность к 95-летию со дня рождения В.В. Тихонова

14 февраля состоялась новая программа киноклуба «Верность», работающего при отделе искусств библиотеки. Программа проходила в дистанционном режиме. Участие в программе принял киновед Владимир Александрович Вербицкий. На связи по скайпу была наша активная участница художник-мультипликатор Надежда Асланова.

В этот день состоялся заинтересованный разговор о творчестве народного артиста СССР Вячеслава Васильевича Тихонова. 8 февраля отмечалась знаменательная дата 95-летия со дня рождения любимого актера нескольких поколений кинозрителей.

Ведущая программы Наталия Коротких представила несколько изданий из фонда отдела искусств, среди которых, – книга Натальи Тендоры «Вячеслав Тихонов. Князь из Павловского Посада» (Москва, 2009) из серии «Лучшие биографии». Личную и творческую биографию легендарного киноактера автор раскрывает как эпоху в отечественном кинематографе, как символ благородства, достоинства, настоящего мужского обаяния. Загадку личности и дарования Вячеслава Тихонова приоткрывает его книга-откровение «Жизнь – это такое воспоминание» (СПб., 2011).

Основываясь на материалах этих изданий, Наталия Коротких осветила знаковые моменты творческой биографии Вячеслава Тихонова. Она рассказала, как обычный рабочий парень из подмосковного городка ткачей пришел в искусство и, будучи студентом ВГИКа, снялся в выдающемся фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия». В своей книге Тихонов пишет, что уже тогда он задумался о том, что кроется за геройством молодых людей, пытался в этом разобраться. В военных фильмах Вячеслав Тихонов всегда старался играть просто, без патетики. Он представал на экране обычным мирным человеком, который в силу сложившихся обстоятельств вынужден надеть военную форму и уйти на фронт. Уходили не только отцы, но и друзья по ремесленному училищу, которые были старше на 1-2 года. Уходили в конце войны, и многие не вернулись – молодые, прекрасные ребята. С этим Вячеслав Тихонов жил. Это стало его болью, его багажом на все роли и образы, которые он воплощал в кино.

Начало творческого пути молодого киноактера было непростым. Первые появления Вячеслава Тихонова на экране в фильмах «В мирные дни», «Максимка», «Звезды на крыльях» строились большей частью на блестящих внешних данных актера, нежели на раскрытии внутренних переживаний его персонажей. Переломным стал художественный фильм Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» и образ Матвея Морозова. В своей книге Вячеслав Тихонов признается: «Если бы не случилось Пенькова, не было бы и Штирлица… Отсюда я начался как характерый актер. Это был толчок, который меня раскрепостил… Если бы не Ростоцкий, если бы не его вера в меня, я бы, наверное, не состоялся. Он разглядел во мне то, что я сам в себе не видел». По сути, Станислав Ростоцкий вернул Вячеслава Тихонова в кино после выхода на экраны фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» и развивавшихся в актере комплексов, сомнений.

Ведущая рассказала о личной и творческой дружбе Станислава Ростоцкого и Вячеслава Тихонова. Актер в фильмах режиссера «На семи ветрах», «Майские звезды», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо» воплотил образы мужественных людей, участников Великой Отечественной войны, бывших фронтовиков.

Особое внимание ведущая уделила ставшему культовым телевизионному многосерийному фильму кинорежиссера Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» и образу Штирлица в блистательном воплощении Вячеслава Тихонова. Актер раскрывает секрет популярности фильма: «В картине есть баланс между вымыслом и фактом, жесткостью и жестокостью, есть лирика, но нет сантиментов и упрощений, шаблонной бесспорности правильных и неправильных поступков. Есть образы и историческая правда».

Последним экранным появлением Вячеслава Тихонова стал фильм Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Специально для актера был придуман в фильме образ духовного, доброго, чистого человека – Человека с нимбом.

“Это прекрасный итог – свою творческую деятельность закончить образом Всевышнего. Вячеслав Васильевич Тихонов оставил всем нам этот образ, наряду с другими своими экранными образами как Завет, как призыв оставаться настоящими людьми, вершить поступки, достойные звания Человека – подобия Бога” – выразила Наталия Коротких.

Для просмотра и обсуждения ведущая предложила художественный фильм кинорежиссера Михаила Швейцера «Мичман Панин».

О фильме и образе Василия Панина в воплощении Вячеслава Тихонова рассказал Владимир Вербицкий. Он отметил, что Тихонову в фильме представилась возможность создания интереснейшего образа. Актер по существу сыграл двух разных людей. Это непростая задача, с которой молодой актер блестяще справился.

“Вячеслав Тихонов прожил на экране судьбу мужественного, бесстрашного большевика, скрывающего свое истинное лицо и рискующего жизнью ради дела революции. А это дорогого стоит”, – резюмировал Владимир Вербицкий.

Теплые слова признания любимому актеру Вячеславу Васильевичу Тихонову, искусство которого переворачивает душу, выразила подключившаяся к разговору Надежда Асланова. По ее словам, актер не играет, а проживает судьбы и поступки своих героев. В каждый образ он вложил свое сердце, талант, познания о жизни и человеке. Вячеславу Тихонову веришь, идешь вслед за ним «по дороге истины, добра, правды».

14.02.2023 | Просмотров: 238

Чтобы оставить свой комментарий зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт, используя форму сверху

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей